Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование».
Текст стандарта: скачать
Уровни сформированности компетенций
ОК-1 | Имеет теоретические представления об основных формах и способах отражения действительности, организации и активизации мыслительной деятельности, особенностях современного состояния науки и культуры, о способах самопознания, интеллектуального и общекультурного саморазвития. Может осуществить систематизацию и обобщение информации, используя приобретенные знания для продуцирования новых идей; процесс саморазвития за счет использования приемов и способов самосовершенствования и оценку личностного и интеллектуального саморазвития на основе соответствующих критериев и показателей. Демонстрирует целеустремленность, способность обучаться и накапливать знания; находит и оценивает соответствующую информацию. Демонстрирует способность видеть и устанавливать актуальность проблемы. Избирает адекватные средства и методы решения поставленных задач |
---|---|
Владеет теоретико-методологическими основами педагогического анализа образовательных систем; называет представителей различных научных школ, оперирует специальной научной терминологией, имеет научные представления о сущности понятия «культура мышления». Самостоятельно дает сравнительную характеристику современным и традиционным теориям и технологиям, выделяет их преимущества и недостатки. Владеет способами обобщения и логического изложения материала, самостоятельно оценивает собственные знания и стремится использовать их в профессиональной деятельности. Обладает опытом добывания информации и ее творческой переработки; самообразования, и самосовершенствования по приоритетным направлениям интеллектуального и общекультурного саморазвития. | |
Демонстрирует глубокое знание основных форм и способов отражения действительности, подходах к организации и активизации мыслительной деятельности, особенностей развития и современного состояния специальной педагогики и психологии, культуры, о способах самопознания, интеллектуального и общекультурного саморазвития. Может максимально продуктивно систематизировать и обобщать информацию, творчески используя приобретенные знания для продуцирования новых идей; устойчиво развиваться, привлекая наиболее эффективные приемы и способы самосовершенствования, эффективно оценивая интеллектуальное и общекультурное саморазвитие на основе соответствующих критериев и показателей. Демонстрирует способность к критическому анализу и оценке собственных результатов. Имеет собственное видение решения проблемы; легко оперирует специальной научной терминологией и сущностными характеристиками; критически подходит к анализу традиционных и современных теорий и технологий в специальной педагогике и психологии. Обладает опытом добывания информации и ее творческой переработки; самообразования, и самосовершенствования по приоритетным направлениям интеллектуального и общекультурного саморазвития. | |
ОК-2 | Осознает значимость владения компетенцией, демонстрирует знания современных требований для создания адаптивной среды. Способен к адаптации опыта применения предметных, психолого-педагогических и методических знаний в разрешении нестандартных ситуаций. Принимает конструктивные организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях при поддержке наставника. Планирует конкретные организационно управленческие действия в нестандартных ситуациях по требованию извне, соотносит достоинства и недостатки своей деятельности с предполагаемыми ее результатами |
Демонстрирует знание признаков нестандартных профессиональных ситуаций и этических норм профессиональной деятельности; сущности ответственности как профессионально значимого качества личности. Признает меру ответственности и отвечает за принятые решения, организует деятельность в нестандартных ситуациях. Контролирует деятельность в нестандартных ситуациях. Демонстрирует скорость принятия решения в нестандартных ситуациях, возникающих при прохождении практики. Способен адаптировать опыт деятельности, применять предметные, психолого-педагогические и методические знания в нестандартных, творческих ситуациях. | |
Осознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной оперативной деятельности. Демонстрирует глубокое знание признаков нестандартных профессиональных ситуаций и этических норм профессиональной деятельности; сущности ответственности как профессионально значимого качества личности. Осуществляет рефлексию своего позитивного эмоционально-чувственного опыта и знаниевых ориентаций в области базовой учебной дисциплины, специальной педагогики, теории и методики обучения предмету. Может выбрать наиболее оптимальный вариант действия в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; дать аргументированную оценку решениям, принятым субъектами профессиональной деятельности в сфере образования на различных уровнях, с позиции соблюдения этических норм, предлагая при этом собственный вариант. Обладает опытом решения профессиональных задач в сложных нестандартных ситуациях и опытом принятия решений в сфере профессиональной деятельности, осознавая социальную и этическую ответственность. | |
ОК-3 | Имеет теоретические представления о процессах саморазвития и самореализации, о значении профессионального и личностного самообразования, составе профессионально-важных качеств педагога, о применении творческого подхода к проектированию образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Может сформулировать задачи по профессиональному и личностному саморазвитию, разработать программу самообразования, развитии способностей к педагогическому творчеству. Обладает опытом разработки программы самообразования, проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры, самооценки своей самореализации в профессиональной деятельности. |
Демонстрирует знание разных научных подходов к сущности творческой педагогической деятельности, о значении профессионального и личностного саморазвития, составе профессионально-важных качеств педагога, о логике проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Осуществляет обоснование программы профессионального и личностного самосовершенствования, дает аргументацию необходимости профессионального и личностного саморазвития. Обладает опытом проектирования различных образовательных маршрутов и профессиональной карьеры, различных способов профессионального и личностного самосовершенствования; опытом самооценки реализации программы личностного и профессионального саморазвития. | |
Научно обосновывает систему саморазвития для достижения профессиональных и личностных целей и различные способы самооценки реализации программы личностного и профессионального самосовершенствования. Подбирает и использует научно- обоснованные методы проектирования профессионального роста и профессиональной карьеры, выбирает наиболее оптимальный способ профессионального и личностного самосовершенствования. Обладает опытом творческой самореализации, различных способов проектирования образовательных маршрутов и профессиональной карьеры. | |
ОПК-1 | Имеет теоретические представления о современном состоянии систем специального образования в России и за рубежом, об особенностях подбора и обработки материала, в том числе с использованием российских и зарубежных библиотечных каталогов; знаком с правилами и нормами построения диалога с коллегами на родном и иностранном языке. Может осуществить устную и письменную коммуникацию с коллегами на русском и иностранном языке по актуальным вопросам образования; ориентируется в международных исследованиях по вопросам образования и осуществляет обработку источников на языке оригинала. Обладает опытом организации достаточного для межкультурной коммуникации устного и письменного диалога с коллегами по вопросам образования в России и за рубежом, а также оптом поиска релевантных материалов с использованием международных образовательных информационных ресурсов, наукометрических баз и библиотечных каталогов. |
Демонстрирует знание современного состояния систем специального образования в России и за рубежом, об особенностях подбора и обработки материала, в том числе с использованием российских и зарубежных библиотечных каталогов, знает правила и нормы построения диалога с коллегами на родном и иностранном языке. Осуществляет заранее спланированную устную и письменную коммуникацию с коллегами на русском и иностранном языке по актуальным вопросам специального образования; ориентируется в международных исследованиях по вопросам специального образования, может осуществлять обработку источников на языке оригинала. Обладает опытом организации заранее спланированного устного и письменного диалога с коллегами по вопросам образования в России и за рубежом, а также опытом поиска и классификации релевантных материалов с использованием международных образовательных информационных ресурсов, наукометрических баз и библиотечных каталогов. | |
Демонстрирует глубокое знание современного состояния российских и зарубежных образовательных систем, особенностей подбора и обработки материала, в том числе с использованием российских и зарубежных библиотечных каталогов; в совершенстве знает правила и нормы построения диалога с коллегами на родном и иностранном языке. Осуществляет спонтанную устную и письменную коммуникацию с коллегами на русском и иностранном языке по актуальным вопросам образования; свободно ориентируется в международных исследованиях по вопросам образования и осуществляет обработку источников на языке оригинала. Обладает опытом организации спонтанного устного и письменного диалога с коллегами по вопросам образования в России и за рубежом, а также опытом поиска и систематизации релевантных материалов с использованием международных образовательных информационных ресурсов, наукометрических баз и библиотечных каталогов. Имеет опубликованные статьи по специальной педагогике и психологии, где демонстрирует научный стиль и лексику текста. | |
ОПК-2 | Имеет теоретические представления об основных закономерностях развития науки и специального образования; современных проблемах науки и образования, тенденциях развития специальных образовательных систем; о профессиональных задачах. Может осуществить демонстрацию понимания современных проблем науки и специального образования, анализ современных тенденций развития системы специального образования за счет использования знания современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач. Обладает опытом добывания информации о способах осмысления и критического анализа современных проблем науки и образования, о современных тенденциях развития образовательной системы; решения различных профессиональных задач |
Демонстрирует знание основных закономерностей развития науки и специального образования; тенденций развития образовательной системы; о профессиональных задачах. Осуществляет демонстрацию понимания современных проблем науки и образования; анализирует современные тенденции развития специальной образовательной системы, использует знание современных проблем науки и образования для решения различных профессиональных задач. Обладает опытом добывания информации о способах осмысления и критического анализа современных проблем науки и образования, о современных тенденциях развития образовательной системы; решения различных профессиональных задач | |
Демонстрирует глубокое знание основных закономерностей развития науки и образования, выделяет и анализирует закономерности развития науки и специального образования; выделяет, анализирует и оценивает современные проблемы науки и образования; оценивает современные тенденции развития образовательной системы. Может продуктивно анализировать современные проблемы науки и образования; оценивать современные тенденции развития специальной образовательной системы; обмениваться накопленными знаниями в ходе дебатов и в форме письменных работ, выявлять возможности использования зарубежного опыта помощи лицам с ОВЗ в практике отечественного образования. Обладает опытом оценки способов осмысления и критического анализа современных проблем науки и специального образования; критического осмысления современных тенденций развития образовательной системы; решения различных профессиональных задач; принятия решений в сфере профессиональной деятельности | |
ОПК-3 | Имеет теоретические представления о новых методах исследования, отличительных признаках новых методов исследования; о подходах к освоению и использованию новых методов исследования, о новых сферах профессиональной деятельности. Может применять новые методы исследования для решения задач исследования, освоения новых сфер профессиональной деятельности. Обладает опытом самостоятельного применения новых методов исследования, освоения новых сфер профессиональной деятельности. |
Демонстрирует знание о новых методах исследования и их отличительных признаках, характеризует новые сферы профессиональной деятельности. Осуществляет обоснованный выбор новых методов исследования для решения исследовательских задач и освоения новых сфер профессиональной деятельности. Обладает опытом самостоятельного применения новых методов исследования, освоения новых сфер профессиональной деятельности. | |
Демонстрирует глубокое знание о новых методах исследования и возможностях их использования в исследовательском поиске и новых сферах профессиональной деятельности Может выбрать наиболее оптимальный выбор новых методов исследования с аргументацией своего решения для исследовательского поиска и освоения новых сфер профессиональной деятельности Обладает опытом самостоятельного применения новых методов исследования для получения новых научных результатов и освоения новых сфер профессиональной деятельности | |
ОПК-4 | Имеет общие теоретические представления о процессах руководства коллективом участников образовательного процесса; толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий участников образовательного процесса. Это проявляется в том, что называет основные понятия и дает им определения, раскрывает содержание сущностных характеристик (принципов, функций, подходов и др.) И технологических основ данных процессов (этапов, условий). Может использовать отдельные приемы взаимодействия с участниками образовательного процесса, провести сравнительный анализ особенностей участников образовательного процесса в контексте социальных, этноконфессиональных и культурных различий; разработать типовой план руководства коллективом участников образовательного процесса, обеспечить контроль за его выполнением, принять управленческие решения по итогам анализа результатов контроля способен руководить коллективом участников образовательного процесса по заданному алгоритму действий (плану), адекватно воспринимая при этом их социальные, этноконфессиональные и культурные различия |
Демонстрирует прочные теоретические знания о процессах взаимодействия участников образовательного процесса и социальных партнеров; руководства коллективом участников образовательного процесса; толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий участников образовательного процесса. Это проявляется в том, что легко оперирует основными понятиями, приводит различные точки зрения ученых на основные понятия, выделяет их существенные признаки; характеризует основные сущностные характеристики (принципы, функции, подходы и др.) И технологии данных процессов (этапы, условия), осознает, как сможет их использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Может использовать основные приемы взаимодействия с участниками образовательного процесса. Видеть социальные, этноконфессиональные и культурные различия участников образовательного процесса и учитывать их в своей профессиональной деятельности; самостоятельно разработать план руководства коллективом участников образовательного процесса, обеспечить контроль за его выполнением с помощью различных средств диагностики и принять обоснованные управленческие решения по итогам анализа результатов контроля способен руководить коллективом участников образовательного процесса по самостоятельно разработанному плану действий, учитывающему их социальные, этноконфессиональные и культурные различия | |
Демонстрирует глубокие теоретические знания о процессах руководства коллективом участников образовательного процесса; толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий участников образовательного процесса. Это проявляется в том, что рассматривает основные понятия как систему, устанавливает связи между ними, видит различия и общее во взглядах ученых на основные понятия и обосновывает, какой позиции придерживается он и почему ;анализирует сущность (принципы, функции, подходы и др.) И технологии данных процессов (этапы, условия) с учетом существования в педагогической теории разных научных подходов и концепций, обосновывает свою позицию по их применению в будущей профессиональной деятельности. Осуществляет обоснованный выбор приемов взаимодействия с участниками образовательного процесса, проводит сравнительный анализ особенностей участников образовательного процесса, и делает обоснованные выводы по поводу того, почему их принимает; Способен занять лидирующую позицию во взаимодействии с участниками образовательного процесса, взять на себя ответственность за общий результат деятельности; способен к руководству коллективом участников образовательного процесса в нестандартных ситуациях, предложить и реализовать систему координирующих мер, максимально учитывающую условия профессиональной деятельности, социальные, этноконфессиональные и культурные различия субъектов образовательного процесса | |
ОПК-5 | Имеет теоретические представления о самообразовательной деятельности, о значении профессионального и личностного самообразования, составе профессионально-важных качеств педагога, о логике проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Может сформулировать задачи по профессиональному и личностному самообразованию, разработать программу самообразования, образовательный маршрут. Обладает опытом разработки программы самообразования, проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры, самооценки реализации программы самообразования. |
Демонстрирует знание разных научных подходов к сущности самообразовательной деятельности, о значении профессионального и личностного самообразования, составе профессионально-важных качеств педагога, о логике проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Осуществляет обоснование программы профессионального и личностного самосовершенствования, дает аргументацию необходимости профессионального и личностного самосовершенствования. Обладает опытом проектирования различных образовательных маршрутов и профессиональной карьеры, различных способов профессионального и личностного самосовершенствования; опытом самооценки реализации программы личностного и профессионального самообразования. | |
Научно обосновывает систему самообразования для достижения профессиональных и личностных целей и различные способы самооценки реализации программы личностного и профессионального самообразования Подбирает и использует научно- обоснованные методы проектирования профессионального роста и профессиональной карьеры, выбирает наиболее оптимальный способ профессионального и личностного самосовершенствования, Обладает опытом различных способов проектирования образовательных маршрутов и профессиональной карьеры. | |
ПК-1 | Имеет теоретические представления о методике проектирования и осуществления образовательно-коррекционной работы, а также о инновационных технологиях обучения и воспитания Способен разрабатывать проекты с учетом конкретных психолого-педагогических, нормативных, технологических параметров. Выбирает адекватные методы разработки проектов и программ с учетом конкретных требований и запросов родителей и педагогов. Имеет опыт участия в разработке проектов и программ, связанных с социокультурными, педагогическими процессами и практиками, |
Демонстрирует знание научных подходов к проектированию и осуществлению образовательно-коррекционной работы, а также использования инновационных технологий обучения и воспитания. Модифицирует типовые проекты и программы, учитывая конкретные педагогические, коррекционные и др. Параметры. Обобщает информацию о проектах и программах, связанных социокультурными и педагогическими процессами и практиками, с инновационных технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Аргументирует свои идеи и доказательства при прогнозирования цели проектов и использования современных технологий. | |
Научно обосновывает сущность коррекционно-педагогического процесса, осознает организаторскую, прогностическую, и коммуникативную функции проектирования процесса, рассматривает проектирование как часть деятельности педагога-дефектолога, имеет глубокие знания об инновационных технологиях обучения и воспитания детей с ОВЗ; Исследует опыт разработки проектов и адаптированных образовательных программ, определяет стратегию проектирования и выбор инновационных технологий, Анализирует опыт разработки проектов и адаптированных образовательных программ в разных сферах предметно-коррекционной деятельности. Готов творчески использовать современные информационные технологии при поиске информаций о разработке новых инновационных технологий в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. | |
ПК-2 | Выпускник демонстрирует знания предметного, психолого-педагогического и методического содержания, знает основные нормативные образовательные документы в области специального образования; способен по требованию извне применять современные методы диагностики достижений обучающихся и воспитанников (уровня обученности, интеллектуального развития, познавательного интереса, мотивации учения, проявления агрессивности и др.) Способен при поддержке осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации детей с ОВЗ. Способен проектировать и моделировать при поддержке извне различные компоненты профессиональной деятельности (индивидуальные программы обучения и развития, систему педагогических условий поддержки и сопровождения детей с ОВЗ, планы коррекционной и внеклассной работы и др.), выбирать форму организации психолого-педагогического взаимодействия субъектов. |
Выпускник не только демонстрирует знания предметного, психолого-педагогического и методического содержания, но и соотносит их с фактами педагогической реальности, знает основные нормативные образовательные документы в области специального образования и готов их реализовывать; готов самостоятельно применять современные методы диагностирования достижений обучающихся с ОВЗ, технологии и приемы коррекционно-развивающей работы с учащимися; - оптимально использовать возможности образовательной среды школьно-дошкольных учреждений для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса как в учебной, так и внеурочной деятельности; владеет навыком проектирования индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения. | |
Демонстрирует глубокие знания теоретических основ организации коррекционно-образовательного процесса в специальных и инклюзивных школах, знания организационных возможностей образовательного учреждения и профессионально-педагогических затруднений учителя, осуществляющего адаптацию обучающегося с ОВЗ самостоятельно дает сравнительную характеристику современным и традиционным методам и технологиям коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований способен творчески подойти к разработке АООП и индивидуальных маршрутов обучения и развития детей с ОВЗ в специальных образовательных учреждениях владеет умениями выявлять потенциальные способности детей с ОВЗ к обучению как базовой характеристике, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута | |
ПК-3 | Демонстрирует научные, теоретические представления об индивидуальных психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ и организационно-педагогических условиях их сопровождения; - умеет актуализировать на теоретическом уровне знания о коррекционно-развивающей поддержке лиц с ОВЗ; -проявляет навыки дифференцировать традиционные и инновационные подходы в специальном (коррекционном) образовании и создавать традиционную коррекционно-развивающую среду на основных предметных уроках. |
Демонстрирует глубокие знания об индивидуальных педагогических особенностях детей с ЗПР и организационно-педагогических условиях их сопровождения в образовательном процессе, - реализует на практике готовность создавать специальные условия для достижения обучающимися с ОВЗ образовательных результатов на основе требований индивидуальных программ развития. Способен к адекватному отбору и апробации в учебном процессе опыта использования информационных технологий | |
Демонстрирует глубокие знания теоретико-методологических основ дефектологии, собственного авторского видения образовательного процесса для лиц с ОВЗ; свободного оперирования специальной научной терминологии на основе осознания сущности определения; критического подхода к анализу традиционных и современных технологий педагогической поддержки детей с ОВЗ; - умеет определять стратегию коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ на основе знаний о психолого-педагогических особенностях в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов; - демонстрирует навыки самостоятельной разработки и корректировки индивидуальной программы развития детей с ОВЗ на основе диагностики; инициирование новых подходов к организации коррекционно-педагогического процесса через использование информационных образовательных технологий. | |
ПК-4 | Имеет общие теоретические представления о процессах взаимодействия участников образовательного процесса и социальных партнеров; Это проявляется в том, что называет основные понятия и дает им определения, раскрывает содержание сущностных характеристик (принципов, функций, подходов и др.) И технологических основ данных процессов (этапов, условий). Может использовать отдельные приемы взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами образовательной организации Способен вступить во взаимодействие с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, но без проявления инициативы сверх поставленных перед ним задач; |
Демонстрирует прочные теоретические знания о процессах взаимодействия участников образовательного процесса и социальных партнеров; руководства коллективом участников образовательного процесса; Может использовать основные приемы взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами образовательной организации; видеть социальные, этноконфессиональные и культурные различия участников образовательного процесса и учитывать их в своей профессиональной деятельности; Способен вступить в активное взаимодействие с участниками образовательного процесса и социальными партнерами и самостоятельно взять на себя ответственность за определенные участки работ; | |
Демонстрирует глубокие теоретические знания о процессах руководства коллективом участников образовательного процесса; осознает основные направления взаимодействия и обосновывает, какой позиции придерживается он и почему, ;анализирует сущность (принципы, функции, подходы и др.) И технологии процессов взаимодествия (этапы, условия) с учетом существования в педагогической теории разных научных подходов и концепций, обосновывает свою позицию по их применению в будущей профессиональной деятельности. Осуществляет обоснованный выбор приемов взаимодействия с участниками образовательного процесса, проводит сравнительный анализ особенностей участников образовательного процесса, и делает обоснованные выводы по поводу того, почему их принимает. Способен занять лидирующую позицию во взаимодействии с участниками образовательного процесса, взять на себя ответственность за общий результат деятельности; способен к руководству коллективом участников образовательного процесса в нестандартных ситуациях, предложить и реализовать систему координирующих мер, максимально учитывающую условия профессиональной деятельности. | |
ПК-5 | Осознает значимость реально существующих концепций психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ и их комплексного сопровождения Способен по аналогии применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (уровень обучаемости, интеллектуальное развитие, познавательный интерес и др.), способен к адаптации опыта педагогического сопровождения процесса социализации детей с ОВЗ. Владеет навыками организации психолого-педагогического изучения отдельных категорий детей с ОВЗ и их комплексного сопровождения. |
Демонстрирует знания реально-существующих концепций психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ и их комплексного сопровождения Способен оптимально применять современные методы диагностики достижений обучающихся и воспитанников, оптимизировать процесс комплексного сопровождения лиц с ОВЗ Владеет навыками разработки и проведения определенных мероприятий, форм и методов диагностики, которые рассматриваются как условия успешного сопровождения социализации лиц с ОВЗ. | |
Демонстрирует глубокие знания реально-существующих концепций психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ и их комплексного сопровождения, знает научные труды авторов, которые занимаются этими проблемами. Способен продуктивно-творчески применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, продуктивно сопровождать процесс комплексной помощи лиц с ОВЗ. Владеет навыками прогнозирования и профилактики социальных рисков в системе оказания комплексной помощи лиц с ОВЗ. | |
ПК-6 | Демонстрирует знание специфики научно-популярных публикаций на дефектологическую тематику, распознает дефектологические объекты изучения, возможности и ограничения психолого-педагогических технологий изучения лиц с ОВЗ, сущностные характеристики и особенности психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии -корректно использует основные дефектологические понятия, факты, результаты диагностик; умеет отличать содержание специфических шагов реализации психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии в ходе решения конкретных профессиональных задач Владеет навыком определять эффективность психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии в процессе решения конкретных профессиональных задач |
Демонстрирует глубокие знания теоретических основ проектирования психолого-педагогических технологий изучения лиц с ОВЗ, оперирует специальной научной терминологией, знает роль современных психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии в деятельности педагога-дефектолога, в собственной учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности способен анализировать и представлять результаты психолого-педагогических исследований для широкого круга преподавателей и родителей, владеет механизмами решения профессиональных задач с помощью психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии, | |
Демонстрирует глубокие знания теоретико-методологических основ психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии для оптимального проектирования решения учебно-профессиональных, квазипрофессиональных и профессиональных задач способен проектировать деятельность по выбору диагностических технологий, определять эффективность психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии в процессе решения конкретных профессиональных задач владеет навыками организации и проведения психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии, представления результатов исследований в статьях, отчетах, презентациях, обобщенными методами решения профессиональных задач | |
ПК-7 | Имеет теоретические представления об основных задачах и направлениях психологического консультирования родителей, современных методах оптимизации детско-родительских отношений; знает возрастные и индивидуальные особенности личности детей с ОВЗ разного возраста; подготовлен к использованию методов формирования психологической готовности к школе детей с ОВЗ; владеет умениями оптимизировать формы родительского воздействия; регулировать своё эмоциональное состояние; сотрудничать с другим; анализировать тип родительского воспитания. Владеет опытом: диагностирования детско-родительских отношений; анализа конфликтных ситуаций; разработки психолого-педагогических рекомендаций по эффективному взаимодействию с субъектами образовательного процесса. |
Демонстрирует знание основных задач и направлений психологического консультирования родителей, этических принципов, методов и приемов консультирования, знает возрастные и индивидуальные особенности личности детей с ОВЗ разного возраста; Может использовать самостоятельно основные приемы взаимодействия с родителями и детьми, определять возможные решения проблемы детско-родительских отношений, составить согласованный план действий, оптимизировать формы родительского взаимодействия с детьми; Имеет опыт составления индивидуального маршрута психологической коррекции детско-родительских отношений. | |
Имеет глубокие знания об основных задачах и направлениях психологического консультирования родителей, современных методах оптимизации детско-родительских отношений; диагностических методах выявления затруднений в семейном воспитании; самостоятельно осуществляет обоснованный выбор приемов взаимодействия с участниками психологической консультации, владеет умениями проведения тренингов детско-родительских отношений, регулирования своего эмоционального состояния; выявления типа родительского воспитания. Владеет опытом: диагностирования детско-родительских отношений; анализа конфликтных ситуаций; проведения тренингов по эффективному взаимодействию с субъектами образовательного процесс; интерпретирует результаты оценки удовлетворенности родителями психоло-гической консультацией. | |
ПК-8 | Имеет представление о диагностике, психологическом консультировании, профилактике и психокоррекции как основных направлениям работы специалиста дефектолога . Подготовлен для проведения консультативной деятельности в рамках оказания помощи обучающимся и педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ. Может совместно с учителем разработать систему конкретных мер помощи или специальную коррекционную программу для обучающегося; Имеет опыт консультирования педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся в условиях инклюзивного воспитания |
Магистр Демонстрирует знание основных задач и направлений консультирования учителей, знание этических принципов, методов и приемов консультирования, знает возрастные и индивидуальные особенности личности детей с ОВЗ разного возраста; Проявляет умения консультативной деятельности, при этом способен подробно обсуждать общее состояние психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития; Имеет опыт обсуждения проблем детско-родительских отношений, связанных с ребёнком и его трудностями, с учителем для выработки правильного понимания его проблем; оказания помощи учителю в составлении плана коррекционно-развивающей работы. | |
Магистр Имеет глубокие знания о диагностике, психологическом консультировании, профилактике и психокоррекции, как основных направлениям работы специалиста дефектолога, демонстрирует знания о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка; Самостоятельно консультирует педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания, разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. Направляет свою работу на предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем. Имеет опыт представления рекомендаций по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами); ведет работу по дефектологическому просвещению учителей с помощью лекционной и тренинговой форм работы. | |
ПК-9 | Имеет теоретические представления об основных закономерностях развития науки и образования; современных проблемах науки и специального образования, тенденциях развития образовательной системы; о профессиональных задачах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Может осуществить демонстрацию понимания современных проблем науки и специального образования, анализ современных тенденций развития образовательной системы за счет использования знания современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач. Обладает опытом добывания информации о способах осмысления и критического анализа современных проблем науки и специального образования, о современных тенденциях развития образовательной системы; решения различных профессиональных задач. |
Демонстрирует знание основных закономерностей развития науки и образования; современных проблем науки и образования, тенденций развития образовательной системы; о профессиональных задачах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Осуществляет демонстрацию понимания современных проблем науки и специального образования; анализирует современные тенденции развития образовательной системы, использует знание современных проблем науки и образования для решения различных профессиональных задач. Обладает опытом добывания информации о способах осмысления и критического анализа современных проблем науки и специального образования, о современных тенденциях развития образовательной системы; решения различных профессиональных задач | |
Демонстрирует глубокое знание основных закономерностей развития науки и специального образования, выделяет и анализирует закономерности развития науки и образования; выделяет, анализирует и оценивает современные проблемы науки и специального образования; оценивает современные тенденции раз- вития образовательной системы; о решении различных профессиональных задачах Может продуктивно анализировать современные проблемы науки и образования; оценивать современные тенденции развития образовательной системы; использовать знания современных проблем науки и образования для решении профессиональных задач. Обладает опытом оценки способов осмысления и критического анализа современных проблем науки и образования; критического осмысления современных тенденций развития образовательной системы; решения различных профессиональных задач; принятия решений в сфере профессиональной деятельности | |
ПК-10 | Имеет теоретические представления об основных категориях и понятиях в структуре психолого- педагогического знания; -способен изучать и анализировать научную литературу и опыт коррекционно-педагогической деятельности, наблюдать и анализировать педагогические явления и процессы, в том числе, для обоснования актуальности исследования; - способен активно участвовать в педагогическом проектировании как деятельности по созданию прообраза объекта, состояния в ходе исследования, соблюдая при этом требования к проектированию |
Демонстрирует глубокие знания общей логики и структуры психолого-педагогического исследования, а также этических норм в исследовательской деятельности; Способен самостоятельно разрабатывать и использовать методы моделирования и проектирования в педагогическом исследовании; определять ориентиры научного поиска, оставаясь в рамках объекта, предмета и задач специальной педагогики; - способен использовать полученный опыт организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в образовательных организациях коррекционного типа | |
Демонстрирует глубокие знания теоретических основ научно-педагогическом исследовании и организации опытно-экспериментальной работы в образовательной организации коррекционного типа. Способен самостоятельно применять средства научного познания – моделирование, создание гипотез, экспериментирование (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты) - творчески использует опыт опытом планирования исследовательских действий, сбора и анализа эмпирических данных, педагогической рефлексии качества исследовательской деятельности | |
ПК-11 | Имеет теоретические представления о сущности понятий «анализ» и «систематизация» в отношении результатов научно-педагогического исследования; -способен соблюдать требование репрезентативности выборки, предусмотреть ошибки репрезентативности; - владеет методами теоретического анализа, а также анализа эмпирического опыта и практики дефектологического образования |
Демонстрирует глубокие знания о содержании и способах анализа результатов исследования; - способен самостоятельно оформлять результаты исследования в форме доклада и презентации; - демонстрирует опыт использования систематизации результатов проведенного исследования | |
Демонстрирует глубокие знания теоретических оснований способов и технологий осуществления теоретического анализа и анализа эмпирического опыта и практики дефектологического образования; - способен представлять письменный текст в устной форме; самостоятельно интерпретировать диагностические данные в виде визуализации (графического представления): таблиц, рисунков, фотографий, схем, диаграмм, графиков - владеет навыками создания научно-педагогического текста в виде статьи, учета возможных ошибок в ее подготовке к печати | |
ПК-12 | Имеет теоретические представления об актуальных научно обоснованных психолого-педагогических технологиях проектирования коррекционно-педагогического процесса, сущности и задачах педагогического проектирования, Способен прогнозировать перспективные направления и технологии создания активной образовательной среды, реализовывать в коррекционно-педагогическом процессе основные шаги педагогического проектирования Владеет готовностью к проектированию и использованию актуальных научно обоснованных психолого-педагогических технологий |
Демонстрирует знание современных методик воспитания, развития, образования личности ребёнка с ОВЗ; сущности социокультурной образовательной среды, в которой реализуется жизнедеятельность лиц с нарушениями в развитии; представляет алгоритм (технологию) педагогического проектирования и различие между процессами моделирования и проектирования, моделирует конкретные материальные, коммуникационные и социальные условия, обеспечивающие процессы преподавания и учения в специальном образовании, владеет анализом эффективности актуальных научно обоснованных психолого-педагогических технологий, способен адаптировать к конкретным условиям инновационные педагогические технологии. | |
Демонстрирует глубокие знания концепций психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка с ОВЗ, основных условий творческого развития ребенка с ОВЗ, технологий проектирования коррекционно- педагогического процесса, Успешно планирует действия, предусматривающие разработку структурной схемы модели активной образовательной среды, применяет на практике технологии проектирования личностно-развивающей ситуации обучающегося с нарушениями в развитии, Владеет стратегией проектирования и использования актуальных научно обоснованных психолого-педагогических технологий | |
ПК-13 | Имеет теоретические представления о мониторинге качества образовательного процесса: знает терминологию, называет функции, виды, методы и современные технологии; способен разрабатывать по образцу диагностический инструментарий для проведения мониторинга качества коррекционно-образовательного процесса (опросники, педагогическое тестирование, анкетирование, рейтинговую систему); способен активно участвовать в мониторинге качества коррекционно-образовательного процесса по четко заданному алгоритму действий с помощью различных методов, обрабатывать и анализировать его результаты; |
Демонстрирует глубокие знания теоретических основ мониторинга качества образовательного процесса, оперирует специальной научной терминологией, имеет научные представления о видах образовательного мониторинга, критериях эффективности и результативности коррекционно-педагогического и реабилитационного процессов, ; способен самостоятельно разрабатывать диагностический инструментарий для проведения мониторинга качества образовательного процесса с помощью различных методов (опросники, педагогические тесты, анкеты, рейтинг), способен использовать полученный опыт организации мониторинговых обследований качества образовательного процесса на основе изучения требований заинтересованных сторон | |
Демонстрирует глубокие знания теоретических основ мониторинга качества образовательного процесса: научно обоснованные параметры, характеризующие качество организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ (в том числе детей с ЗПР) для прогноза, коррекции и управления в рамках образовательной системы; технологию мониторинга качества образовательного процесса на основе опросных методов, критерии эффективности и результативности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов способен самостоятельно разработать программу мониторингового исследования урочной и внеурочной деятельности, разрабатывать комплексную систему психолого-педагогических рекомендаций, повышающих эффективность работы с детьми с ОВЗ (в том числе с детьми с ЗПР) по разным вариантам стандарта для органов управления творчески использует опыт осуществления мониторинга условий и результатов образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья для прогноза, коррекции и управления в рамках образовательной системы; | |
ПК-14 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-15 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-16 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-17 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-18 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-19 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-20 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-21 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-22 | нет |
нет | |
нет |