Живопись и изящные искусства (специалитет)

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ специалитета по специальности 54.05.05 «Живопись и изящные искусства».

Текст стандарта: скачать

Виды деятельности

— профессиональная творческая (ПК-1-10);

— педагогическая в сфере художественного образования и эстетического воспитания (ПК-11-16);

— экспертная и исследовательская в сфере изобразительного искусства (ПК-17-20);

— организационно-управленческая (ПК-21-23);

— художественно-просветительская (ПК-24-28).

Компетенции

— способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

— способностью использовать основы философских знаний для формирования активной творческой и мировоззренческой позиции (ОК-2);

— способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития социально-значимых и культурных процессов общества для формирования гражданской позиции, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, проявлять толерантность в восприятии социальных и культурных различий (ОК-3);

— способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

— способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности, ориентироваться в отечественном и зарубежном законодательстве в области искусства и авторских прав (ОК-5);

— готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести профессиональную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);

— готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала способностью и готовностью к совершенствованию и повышению своего интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-7);

— способностью использовать методы и средства физической культуры, совершенствовать свое физическое развитие и укреплять здоровье для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

— способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

— способностью и готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОК-10);

— способностью и готовностью осуществлять организационно-управленческую работу в учреждениях культуры и искусств, организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-11);

— способностью и готовностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-12);

— способностью и готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и представления информации (ОК-13);

— способностью и готовностью аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области искусства, культуры, науки и педагогики (ОПК-1);

— способностью и готовностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, адаптироваться к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОПК-2);

— способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-3);

— способностью и готовностью передавать накопленный опыт во всех видах деятельности (ОПК-4);

— способностью и готовностью использовать на практике умения и навыки в организации творческих и исследовательских работ, в управлении коллективом (ОПК-5);

— способностью и готовностью создавать высокопрофессиональные произведения живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства, умением доносить доступно и понятно результаты своей профессиональной деятельности до заказчика, определять значимость произведения с точки зрения эстетических и общечеловеческих ценностей (ОПК-6);

— способностью и готовностью демонстрировать владение техникой академического рисунка и живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства (по программам подготовки специалиста), знанием о материалах, применяемых при их выполнении (ОПК-7);

— способностью и готовностью организовать работу студенческого и ученического коллективов, преподавать рисунок, живопись, графику и композицию, монументальное и декоративно-прикладное искусство в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, применять знания и методы возрастной психологии и педагогики (ОПК-8);

— способностью и готовностью донести до обучающихся в доступной форме поставленную перед ними пластическую задачу в учебном или творческом задании, на практике показать ее реализацию и исправить их ошибки, лично продемонстрировать выполнение задания любой сложности (ОПК-9);

— способностью и готовностью формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу обучения, создавать условия для успешного личностно-профессионального становления обучающихся (ОПК-10);

— способностью и готовностью планировать и организовывать учебный процесс, выстраивать стратегию обучения и воспитания, разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы и учебные пособия по соответствующим учебным предметам изобразительного искусства, применять инновационные технологии обучения и воспитания (ОПК-11);

— способностью и готовностью формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе исторических и национально-культурных традиций, воспитывать патриотизм, уважение к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия (ОПК-12);

— способностью и готовностью проектировать монументально-декоративное оформление архитектурных объектов (ОПК-13);

— способностью и готовностью организовать презентацию проекта заказчику (ОПК-14);

— способностью и готовностью проводить экспертизу произведений художественного творчества, анализировать объекты искусства в контексте исторических и художественных традиций современного общества (ОПК-15);

— способностью и готовностью исследовать процессы развития изобразительного искусства, культуры и образования (ОПК-16);

— способностью и готовностью выполнять управленческие функции в государственных органах федерального, регионального, муниципального уровня в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия, в творческих союзах и обществах, в образовательных учреждениях (ОПК-17);

— способностью и готовностью разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры, искусства и образования (ОПК-18);

— способностью и готовностью организовывать выставки, осуществлять руководство творческими коллективами (ОПК-19);

— способностью и готовностью формировать художественно-эстетические взгляды общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность (ОПК-20);

— способностью и готовностью участвовать в организации и проведении выставок, конкурсов и мастер-классов (ОПК-21);

— способностью и готовностью пропагандировать достижения мирового и отечественного искусства, выступать с общедоступными лекциями и сообщениями (ОПК-22);

— способностью и готовностью участвовать в работе профессиональных творческих союзов, творческих объединений и коллективов (ОПК-23);

— свободным владением средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства в области станковой и монументальной живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, навыками профессионального применения художественных материалов (ПК-1);

— способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства (ПК-2);

— способностью наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания произведения изобразительного, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства (ПК-3);

— способностью применять в своей творческой работе полученные теоретические знания в области перспективы, анатомии, теории и истории мирового искусства и культуры (ПК-4);

— способностью использовать в своей творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной художественной культуры, истории костюма и быта, знания особенностей исторического развития художественных течений, стилей и стилевых направлений в искусстве (ПК-5);

— способностью использовать на практике знание стилей монументальной росписи, принципов взаимодействия архитектурного пространства и монументальной живописи; способностью к созданию единого композиционного ансамбля в архитектурном пространстве средствами монументальной живописи (ПК-6);

— способностью пользоваться архивными материалами и другими современными источниками информации при изучении произведений искусства, выработке образной концепции художественного произведения в области изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства, в творческом процессе художника живописца (ПК-7);

— способностью работать в творческом коллективе с другими соавторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности в области искусства (ПК-8);

— способностью формулировать изобразительными средствами, устно или письменно свой творческий замысел, аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания (ПК-9);

— знание техники безопасности при работе с художественными материалами (ПК-10);

— способностью преподавать основы изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежные с ними дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);

— способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области изобразительного искусства - станковой и монументальной живописи, используя современные психолого-педагогические и методические основы преподавания дисциплин (модулей) художественной направленности (ПК-12);

— способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного искусства (ПК-13);

— способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного, монументально-декоративного и декоративно – прикладного искусства и смежных с ним дисциплин (модулей), нести ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-14);

— способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно - эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе (ПК-15);

— способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной и мировой культуры и искусства (ПК-16);

— способностью проектировать монументально-декоративное оформление архитектурных объектов (ПК-17);

— способностью организовать презентацию проекта заказчику (ПК-18);

— способностью проводить экспертизу произведений художественного творчества, анализировать объекты искусства в контексте исторических и художественных традиций современного общества (ПК-19);

— способностью исследовать процессы развития изобразительного искусства, культуры и образования (ПК-20);

— способностью выполнять управленческие функции в государственных органах федерального, регионального, муниципального уровня, осуществляющих государственное управление в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия, в творческих союзах и обществах, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-21);

— способностью разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры, искусства и образования (ПК-22);

— способностью организовывать выставки, осуществлять руководство творческими коллективами (ПК-23);

— способностью владеть методиками художественно-эстетического воспитания в области культуры и изобразительного искусства (ПК-24);

— способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства и других видов художественного творчества проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, формировать выставки, экспозиции (ПК-25);

— способностью дать профессиональную консультацию, провести художественно-эстетический анализ, оценку художественного произведения и явлений в изобразительном искусстве и художественном творчестве (ПК-26);

— способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным сообществом в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере художественной культуры и искусства (ПК-27);

— способностью через работу в творческих союзах и объединениях влиять на формирование эстетических взглядов и развитие профессиональных навыков у молодого поколения художников (ПК-28).

Вернуться на начало ФГОС ВО