Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ специалитета по специальности 54.05.03 «Графика».
Текст стандарта: скачать
Виды деятельности
— художественно-творческая (ПК-1-7);
— научно-исследовательская (ПК-8-15);
— педагогическая (ПК-16-21);
— художественно-просветительская (ПК-22-24).
Компетенции
— способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
— способностью использовать основы философских знаний для формирования активной творческой и мировоззренческой позиции (ОК-2);
— способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития социально-значимых и культурных процессов общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);
— способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
— способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);
— способностью нести профессиональную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);
— способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);
— способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
— способностью собирать, анализировать, интерпретировать и фиксировать явления и образы окружающей действительности выразительными средствами изобразительного искусства, свободно владеть ими, проявлять креативность композиционного мышления (ОПК-1);
— способностью создавать на высоком художественном уровне авторские произведения во всех видах профессиональной деятельности, используя теоретические, практические знания и навыки, полученные в процессе обучения (ОПК-2);
— способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности (ОПК-3);
— способностью к работе с научной литературой, способностью собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий (ОПК-4);
— способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно- исследовательской работы (ОПК-5);
— знанием основ законодательства в области авторского права, правовых и экономических основ творческой деятельности (ОПК-6);
— способностью формулировать изобразительными средствами, устно или письменно свой творческий замысел, аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания (ПК-1);
— способностью демонстрировать знание исторических и современных технологических процессов при создании авторских произведений искусства и проведении экспертных и реставрационных работ в соответствующих видах деятельности (ПК-2);
— способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов (ПК-3);
— способностью использовать в своей творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной литературы и драматургии, знания истории костюма, мировой материальной культуры и быта (ПК-4);
— способностью различать художественные особенности и исторические аспекты развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, театре, изобразительном искусстве (ПК-5);
— способностью формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящие в современном обществе и искусстве, на основе изучения исторических аспектов развития мировой культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-6);
— способностью использовать знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры, знанием истории создания и художественных особенностей выдающихся произведений мировой и отечественной архитектуры, живописи, графики, скульптуры, процессов формирования и развития основных течений в области искусства (ПК-7);
— владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством накопления и управления информацией (ПК-8);
— владением основными принципами компьютерных технологий, используемых в творческом процессе художника-графика (ПК-9);
— способностью к работе с научной и искусствоведческой литературой, способностью к использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-10);
— способностью к профессиональному анализу произведений изобразительного искусства, музыки, архитектуры, литературы, театра и кино (ПК-11);
— способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ПК-12);
— способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, способностью к проведению самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы (ПК-13);
— способностью учитывать в анализе явлений искусства политические, социальные, собственно культурные и экономические факторы (ПК-14);
— способностью дать профессиональную консультацию, провести художественно-эстетический анализ и оценку явлений изобразительного и прикладных видов искусств (ПК-15);
— способностью преподавать дисциплины (модули) по основам написания рисунка и живописи и смежные с ними вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-16);
— способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области изобразительного искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики (ПК-17);
— способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств (ПК-18);
— способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, умением па практике показать и исправить их ошибки, способностью обучить практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика (ПК-19);
— способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-20);
— способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства (ПК-21);
— способностью владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области искусства и культуры (ПК-22);
— способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции (ПК-23);
— способностью через работу в творческих союзах и объединениях влиять на формирование эстетических взглядов в обществе и развитие профессиональных навыков у молодого поколения художников-графиков (ПК-24);
— свободным владением средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка, искусства книги, печатной графики, эстампа (ПСК-27);
— способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области искусства книги, уникальной и печатной графики, эстампа, используя чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, образное и креативное композиционное мышление и умение выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства (ПСК-28);
— способностью наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области искусства книги (ПСК-29);
— способностью профессионально применять художественные материалы, техники и технологии, используемые в творческом процессе художника (в области искусства книги, уникальной и печатной графике, эстампе) (ПСК-30);
— способностью применять в своей творческой работе полученные теоретические знания в области перспективы, анатомии, теории и истории искусств и мировой материальной культуры (ПСК-31);
— способностью использовать в своей творческой практике знания основных памятников искусства и культуры, выдающихся произведений живописи, скульптуры, графики, книги, плаката, полиграфического искусства как мирового, так и национального значения, знание истории книгопечатания, орнамента и шрифта (ПСК-32);
— способностью пользоваться архивными материалами и другими современными источниками информации, включая компьютерные технологии, при изучении, копировании произведений графического искусства и книгопечатания, при создании образного строя художественного произведения в области искусства книги (ПСК-33);
— способностью демонстрировать владение техникой и технологией при создании макета будущего произведения печатной или электронной продукции или книги (ПСК-34);
— владением техникой и технологией создания печатной формы (офорт, гравюра, литография, шелкография) для графического произведения, знанием процессов типографской печати и основных принципов технологии печатной продукции (ПСК-35);
— способностью работать с современными компьютерными технологиями и программами в профессиональной деятельности при сборе информативного материала (ПСК-36);
— знанием и владением техникой безопасности при создании печатной формы, работе на станках и в полиграфическом производстве (ПСК-37);
— способностью преподавать дисциплины (модули) в области изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежных с ней дисциплин (модулей) в области графического искусства и полиграфического производства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПСК-38);
— способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области искусства книги, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики (ПСК-39);
— способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного искусства - станковой графики, искусства книги, уникальной и печатной графики (ПСК-40);
— способностью в доступной и доходчивой форме донести до обучающихся пластическую задачу, поставленную перед ними в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки, способностью обучить практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика (ПСК-41);
— способностью разрабатывать образовательные программы в области графического изобразительного искусства, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПСК-42);
— способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно- нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе (ПСК-43);
— способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства (ПСК-44);
— способностью осознавать цели, задачи, логику и этапы научного познания, современные методы, средства и этапы планирования и организации научно- исследовательской деятельности, структуру научного исследования, экспериментальные основы изучения явлений, принципы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации (результатов проводимых исследований и разработок) с применением современных технологий и средств и способностью использовать их в профессиональной работе (ПСК-45);
— способностью планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать с литературой и информационными источниками, анализировать, видеть проблему исследования, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств при проведении исследования, делать и формулировать выводы (ПСК-46);
— способностью применять в научном исследовании методологические теории и принципы современной науки с привлечением современных информационных технологий (ПСК-47);
— способностью владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры, графического изобразительного искусства и книгоиздания (ПСК-48);
— способностью использовать приобретенные знания для популяризации станковой графики, искусства книги, уникальной и печатной графики, эстампа и других видов художественного творчества - проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, формировать выставки, экспозиции (ПСК-49);
— способностью дать профессиональную консультацию, провести художественно-эстетический анализ и оценку отдельных произведений и явлений графического изобразительного искусства и книгоиздания, художественного творчества в этих областях (ПСК-50);
— способностью взаимодействовать с академическим профессиональным сообществом в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере графического изобразительного искусства и книгоиздания (ПСК-51);
— способностью через работу в творческих союзах и объединениях влиять на формирование эстетических взглядов и развитие профессиональных навыков у молодого поколения художников (ПСК-52).