Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».
Текст стандарта: скачать
Уровни сформированности компетенций
ОК-1 | Понимает специфику философии и её отличие от мифологии, религии и науки. Называет универсальные философские принципы, категории и законы, действующие во всех областях материального и духовного мира. Знает основные закономерности развития общества; понимает значение культуры в развитии человечества. Имеет общее представление о специфике научного познания, его отличиях от стихийного обыденного познания, а также от религии и философии. Понимает различие между естественными и социально-гуманитарными науками. Способен в общих чертах охарактеризовать роль науки в современном обществе. Обладает основами научного мировоззрения и базовыми навыками работы с информационными ресурсами. |
---|---|
Применяет содержание философских категорий и понятий к анализу явлений действительности, общественной и индивидуальной жизни человека. Компетентно обосновывает ценностные характеристики своей профессии, социально-нравственную природу конкретных форм труда. Умеет квалифицированно работать с естественнонаучными и социально-гуманитарными текстами, осуществлять поиск и первичный анализ научной информации. Формирует и обосновывает личную позицию по отношению к проблемам культуры и общества. Способен выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с критериями и предписаниями научного метода, понимает специфику эксперимента в социогуманитарных науках. Обладает сформированным в общих чертах научным мировоззрением в части его естественной и социально-гуманитарной научной базы. | |
Свободно оперирует общенаучной терминологией, применяет научные знания в профессиональной и научной деятельности. Обладает развитым научным мировоззрением. Способен к рефлексии и самоконтролю, к чёткому обоснованию и защите своей мировоззренческой позиции. Владеет моральными нормами нравственного поведения в профессиональной деятельности, навыками эстетической оценки явлений окружающей действительности. Свободно владеет навыками поиска и анализа научной информации. | |
ОК-2 | Имеет теоретические представления о закономерностях развития изучаемого предмета, этапах историко-литературного процесса и творчестве ведущих русских писателей, ориентируется в литературной языковой норме; обладает базовыми знаниями об изучаемом языке, истоках формирования его словарного фонда, типах словарей, принципах лексикографического описания языка; понимает специфику грамматического строя изучаемого языка, типичные для него способы выражения грамматических значений. |
Умеет квалифицированно обосновать основные результаты лингвистических исследований последнего времени; тенденции их развития; способен осмысливать взаимосвязь языковых единиц; анализировать основные единицы языка в рамках структурно-семантической концепции; применять лингвистическую теорию для характеристики и оценки фонетико-фонологических, лексико-семантических, морфологических, синтаксических и стилистических языковых явлений, конкретного речевого материала; способен самостоятельно исследовать литературное произведение; применяет знания профессиональной речевой культуры в процессе общения. | |
Свободно оперирует знаниями современных лингвистических подходов к изучению содержательной и функциональной сторон основных языковых единиц; демонстрирует систематические представления об этапах историко-литературного процесса и этапах развития русского литературного языка, творчестве ведущих русских писателей, стилевом своеобразии их произведений свободно владеет навыками поиска и анализа научной информации, способен максимально продуктивно систематизировать и обобщать приобретенные знания, самостоятельно совершенствовать речевую культуру. | |
ОК-3 | • Имеет теоретические представления об основных закономерностях исторического процесса и социокультурных проблемах, из значении для формирования мировоззренческой и гражданской позиции • Обладает опытом поиска информации об основных закономерностях исторического процесса и влиянии социокультурных детерминант на формирование мировоззренческой и гражданской позиции • Осознает значение причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами, оказывающими определяющее влияние на развитие российского общества. |
• Демонстрирует знание основных закономерностей исторического процесса и содержания основных социокультурных проблем современного российского общества • Обладает опытом поиска и анализа информации об основных закономерностях исторического развития общества и выявляет социокультурный компонент в историческом процессе • Выделяет причинно-следственные связи между событиями, явлениями и процессами, оказывающими определяющее влияние на развитие российского общества | |
• Демонстрирует глубокое системное знание закономерностей исторического процесса и социокультурных проблем современного российского общества • Способен максимально продуктивно систематизировать и обобщать информацию, используя приобретенные знания для выражения собственной мировоззренческой и гражданской позиции • Владеет опытом осмысления причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами для выявления закономерностей развития современного российского общества | |
ОК-4 | - знает признаки современного общества, социально-экономические права граждан, правовой понятийно-категориальный аппарат и основные нормативные правовые акты, регламентирующие социально-экономические отношения и профессиональную сферу; - умеет применять знания правового понятийно-категориального аппарата и ориентироваться в системе нормативных правовых актов, регламентирующих социально-экономические сферы и профессиональную деятельность; - владеет навыками использования нормативно-правовых актов, регламентирующих социально-экономические сферы и профессиональную деятельность; |
- знает содержание и сущность государства, его нормативно-правовую базу, основные, направления и функции проводимой политики в сфере социально-правовой защиты общества и ее результативность; особенности правового регулирования в различных сферах деятельности с учетом социально-экономической политики государства и российского права - умеет ориентироваться в системе нормативных правовых актов, регламентирующих социально-экономические отношения, различные сферы деятельности, включая и профессиональную деятельность; анализировать конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике; анализировать и оценивать законодательные инициативы - владеет навыками использования нормативно-правовых актов, регламентирующих различные сферы профессиональной деятельности; | |
- знает принципы и логику законотворчества, особенности правоприменительной практики, основные нормативные правовые акты, регламентирующие социально-экономические отношения и профессиональную сферу деятельности; - умеет в полном объеме применять знания основных нормативно-правовых актов, регламентирующих социально-экономические отношения; ориентироваться в системе нормативных правовых актов, регламентирующих различные сферы деятельности, включая и профессиональную деятельность; - владеет навыками применения основных международных и российских нормативно-правовых актов, регламентирующих социально-экономические отношения, профессиональную деятельность; навыками применения нормативно-правовых актов в профессиональной и общественной деятельности. | |
ОК-5 | Способен иллюстрировать письменные и устные сообщения примерами, аналогиями, метафорами и другими средствами языка, а также адаптировать их к различным профессиональным ситуациям; ориентируется в терминологической научной базе дисциплины; имеет общее представление об изучаемых научных фактах, активно функционирующих в разных формах устных и письменных высказываний. Владеет основами устной и письменной коммуникации на иностранном языке. |
Компетентно обосновывает сущность изучаемых процессов; умеет квалифицированно работать с текстами различных речевых жанров, осуществлять поиск и первичный анализ научной информации, применять ее для решения задач профессионального общения, межличностного общения в устной и письменной формах. Владеет иностранным языком на уровне контакта с субъектами образовательного процесса с целью быть понятым по кругу жизненных и профессиональных вопросов. | |
Свободно оперирует общенаучной терминологией, применяет научные знания в профессиональной и научной деятельности; умеет реализовать свои коммуникативные намерения адекватно ситуации и задачам общения, пополнять знания и совершенствовать свой литературный язык; применяет знания предмета для построения грамотной, логичной, аргументированной устной и письменной речи; владеет навыками эффективной коммуникации для решения задач профессионального и межличностного общения. Владеет иностранным языком на уровне контакта с носителями языка с целью быть понятым по широкому кругу жизненных и профессиональных вопросов. | |
ОК-6 | Демонстрирует понимание основных научных категорий, описывающих межличностное взаимодействие в коллективе. Перечисляет социальные, моральные и правовые особенности коммуникативных процессов. Объясняет целесообразность групповой работы на основе принципов этики, исключающих манипулирование и конфликт. Анализирует нормативные правовые документы. |
Соотносит собственные ценностные ориентации с установками других людей. Выражает готовность к социальному взаимодействию, рефлексии и самооценке действий в коллективе. Демонстрирует умение эффективно работать в команде. Способен принимать различия и уважать ценности других людей. | |
Имеет опыт участия в принятии групповых решений и способен принимать на себя ответственность. Владеет навыками и приемами межличностного и межкультурного общения. Способен жить и сотрудничать с людьми на основе гуманистических принципов доверия и взаимного уважения. Умеет оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения ее нормативно-правовых и этических оснований. Свободно владеет навыками применения способностей к сотрудничеству и командной работе на основе этических и социальных норм в различных ситуациях на всех уровнях профессионального взаимодействия. | |
ОК-7 | Содержание и исторические предпосылки нормативно- правовых документов в специальном и инклюзивном образовании; в профессиональной деятельности ориентироваться на содержание нормативно- правовых документов в специальном и инклюзивном образовании; навыками использования нормативно-правовых документов в специальном и инклюзивном образовании |
Проблемы и достижения мирового образовательного опыта в создании и реализации нормативно- правовых документов в специальном и инклюзивном образовании; осуществлять мониторинг изменений нормативно- правовых документов в специальном и инклюзивном образовании; навыками прогнозирования возможных результатов применения нормативно-правовых документов в специальном и инклюзивном образовании | |
Современные проблемы науки и специального образования, современные тенденции развития системы специального образования за счет анализа нормативно-правовых документов разных видов и уровней; осуществлять корректировку собственной профессиональной деятельности в соответствии с современными нормативно-правовыми документами в специальном и инклюзивном образовании; навыками построения и реализации образовательной программы в соответствии с современными нормативно-правовыми документами в специальном и инклюзивном образовании | |
ОК-8 | Знает социальную роль физической культуры в развитии индивидуально-психологических качеств личности, для реализации процесса самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и готовности к профессиональной деятельности. Знает теоретические основы физического воспитания и формирования здорового образа жизни. Умеет определять педагогические возможности различных средств, методов и приемов организации физического воспитания с различной функциональной направленностью. Умеет планировать содержание самостоятельных тренировочных занятий с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма. Может оценивать уровень физической подготовки и функциональное состояние органов и систем организма. Владеет двигательными умениями и навыками базовых видов спорта, навыками мониторинга физического развития и физической подготовленности. |
Знает социальную роль физической культуры в развитии индивидуально-психологических качеств личности, для реализации процесса самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и готовности к профессиональной деятельности. Знает теоретико-методические и организационные основы физической культуры для физического совершенствования и формирования здорового образа жизни, основы планирования самостоятельных занятий с учетом индивидуальных возможностей организма. Знает методы диагностики физического развития и функционального состояния органов и систем организма занимающихся. Умеет определять педагогические возможности различных средств, методов и приемов организации физического воспитания с различной функциональной направленностью (оздоровительной, лечебной тренировочной, коррекционной и рекреативной) и учетом индивидуальных возможностей, особенностей организма. Может определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм с разной целевой ориентацией, планировать содержание самостоятельных тренировочных занятий с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма. Владеет двигательными умениями и навыками различных видов спорта и систем физических упражнений, определяющих психофизическую готовность к профессиональной деятельности. Обладает навыками рациональной организации и проведения самостоятельных занятий в соответствии с индивидуальными возможностями организма, навыками мониторинга физического развития и физической подготовленности. | |
Знает современное состояние проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи и научные исследования в области здоровьесберегающих технологий физической культуры и формирования устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни. Демонстрирует знания теоретико-методических и организационных основ физической культуры для физического совершенствования и формирования здорового образа жизни, основ планирования самостоятельных занятий с учетом индивидуальных возможностей организма, методов диагностики физического развития и функционального состояния органов и систем организма занимающихся. Умеет определять педагогические возможности различных средств, методов и приемов организации физического воспитания с различной функциональной направленностью (оздоровительной, лечебной тренировочной, коррекционной и рекреативной) и учетом индивидуальных возможностей, особенностей организма. Может определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм с разной целевой ориентацией, планировать содержание самостоятельных тренировочных занятий с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма. Владеет двигательными умениями и навыками различных видов спорта и систем физических упражнений, определяющих психофизическую готовность к профессиональной деятельности, способами подбора и применения современных научно-обоснованных средств и методов здоровьесберегающих технологий физической культуры адекватно поставленным задачам. Обладает навыками творческого применения физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Владеет методикой планирования содержания самостоятельных занятий различной функциональной направленности с учетом индивидуальных возможностей организма. | |
ОК-9 | Демонстрирует базовые знания способов оказания первой помощи и защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, пробелы не носят существенного характера, умения и навыки в области разных аспектов безопасности жизнедеятельности сформированы. |
Демонстрирует полностью без пробелов знания принципов и требований безопасного поведения и защиты в разных условиях и ЧС, способен выбирать и применять методы защиты населения при ЧС, обеспечивать безопасность учебного процесса. Готов к осуществлению мероприятий по профилактике ЧС техногенного и социального характера, воспитанию личности безопасного типа поведения | |
Демонстрирует глубокое знание о современных методах оказания первой помощи и возможностях их использования в профессиональной деятельности. Cпособен выбрать и использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, для обеспечения безопасности личности и образовательного учреждения. | |
ОПК-1 | -особенности профессионально-педагогической деятельности педагога-дефектолога на современном этапе; - размышлять над собственной системой ценностей, сравнивать, - опытом постоянного повышения своего профессионального образовательного уровня; |
- сущность процессов образовательной и коррекционной работы с лицами, имеющими нарушения в развитии; - проектировать индивидуальный маршрут для лиц с ОВЗ в коррекционно-образовательном процессе определенного учреждения; - опытом взаимодействия и адекватного поведения с лицами с ОВЗ в процессе проведения образовательно-коррекционной работы; | |
-способы коррекционно-педагогической деятельности в воспитании и обучении лиц с ОВЗ -осуществлять различные формы профессиональной дефектологической деятельности - способностью проявления сопряженности личных интересов с потребностями лиц с ОВЗ | |
ОПК-2 | Знает основные нормативные правовые и инструктивные документы, регулирующие деятельность учителя-дефектолога, специального психолога как педагогического работника, Умеет ориентироваться в системе нормативно правовых и инструктивных актах, регламентирующих сферу профессиональной деятельности. Владеет методами поиска и анализа нормативно правовых и инструктивных документов, регулирующих деятельность учителя-дефектолога, специального психолога. |
Знает нормы отечественного и зарубежного образовательного права в системе общего и коррекционного образования. Умеет анализировать основные нормативно-правовые документы, определять способ осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами. Владеет навыками работы с нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность в сфере образования. | |
Знает механизм нормативно- правового регулирования, морально-этические нормы, правила и принципы профессионального поведения. Умеет использовать нормативно-правовые и инструктивные документы в профессиональной деятельности и применять их на практике, разрабатывать программы, выстраивать образовательные маршруты в соответствии с требованиями ФГОС образования лиц с ОВЗ. Владеет технологиями проектирования локальных нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональную деятельность в образовательном учреждении, опытом решения проблемных этико-правовых вопросов в профессиональной деятельности | |
ОПК-3 | Сущность познавательных и социальных способностей детей с ОВЗ , их психофизические и возрастные особенности$ выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ; навыками проектирования и реализации индивидуальных программ сопровождения |
Систему организации образования детей с ОВЗ в условиях образовательной интеграции; осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ в обучении и воспитании; умениями оценивать результативность образовательной и воспитательной деятельности лиц с ОВЗ | |
Современные проблемы реализации коррекционно-педагогического процесса для детей с ОВЗ в условиях стандартизации образования и внедрения инклюзивного обучения; проектировать коррекционно-образовательный процесс для лиц с ОВЗ на основе индивидуально-ориентированного подхода; навыком отслеживания, своевременного корректирования и отбора адекватных форм и методов коррекционной работы с учетом уровня развития образовательных потребностей и потенциальных возможностей детей с ОВЗ | |
ОПК-4 | Структуры и цели образовательных систем в области специальной педагогики; выявлять особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, технологиями обеспечения внешних благоприятных условий для осуществления процесса психолого-педагогического сопровождения |
Научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; выявлять потенциальные связи между аспектами предметного знания и их применением в образовательных стратегиях и контекстах; навыками обобщения передового опыта специалистов дефектологов | |
Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с ОВЗ профессиональными умениями; оказывать помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и социализации: преодолении учебных трудностей, выбора образовательного и профессионального маршрута, практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с ограниченными возможностями здоровья. | |
ОПК-5 | Имеет представления об основных понятиях прикладной информатики, способен применять имеющиеся знания о современных компьютерных и информационных технологиях для репродуктивного решения типовых задач профессиональной деятельности, реализации типовых аналитических и технологических решений в области представления и обработки информации в информационном пространстве. |
Обладает системными знаниями прикладной информатики, способен решать типовые задачи профессиональной деятельности при реализации современных компьютерных и информационных технологий, осуществлять реализацию аналитических и технологических решений в области представления и обработки информации в информационном пространстве. | |
Владеет глубокими знаниями в области прикладной информатики, способен решать типовые задачи профессиональной деятельности при реализации компьютерных и информационных технологий в нестандартной ситуации, на творческом уровне осуществлять реализацию аналитических и технологических решений в области представления и обработки информации в информационном пространстве. | |
ПК-1 | Научно-теоретические подходы к созданию условий воспитания и образования детей с ОВЗ (индивидуально-дифференцированный, личностно-ориентированный и др); выявлять психолого-педагогические условия эффективной интеграции детей с ОВЗ умениями выявлять потенциальные способности детей с ОВЗ к обучению как базовой характеристике, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута. |
Учебно-методические и информационные ресурсы для проектирования коррекционно-образовательного пространства; определять содержание коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов развивающей деятельности; навыками проектирования и реализации индивидуальных программ сопровождения и поддержки детей с ОВЗ в условиях образовательной интеграции | |
Принципы и технологии проектирования коррекционно-образовательного пространства; корректировать индивидуальную программу развития с учетом уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов; методами комплексной коррекции при совместной работе с специалистами в реабилитационных и психолого-педагогических учреждениях; | |
ПК-2 | Общие и специфические закономерности развития ребенка с ОВЗ; эффективно взаимодействовать с группами и отдельными людьми; практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья; |
Психолого-педагогические условия поддержки воспитания и обучения детей с ОВЗ в разных образовательных учреждениях; распознавать многообразие учащихся и сложности учебного процесса; практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития специального образования; | |
Современные проблемы реализации коррекционно-педагогического процесса для детей с ОВЗ в условиях стандартизации образования; уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения/нарушения в развитии в системах об¬разования, здравоохранения и социального обеспечения, - с фактами педагогической реальности; технологиями психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации | |
ПК-3 | Методики образовательно - коррекционной работы с лицами с ОВЗ; различать современные и традиционные подходы к оценке профессиональных достижений, оценивать свою готовность планировать образовательно-коррекционную работу с лицами с ОВЗ; способностью планировать образовательно-коррекционную работу, взаимодействовать с лицами с ОВЗ, учитывая структуру нарушения, актуального состояния и их потенциальных возможностей |
Особенности проведения образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояний и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ; организовывать самостоятельную деятельность: целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей образовательно-коррекционной работы; навыками планирования и проведения образовательно-коррекционной работы с лицами с ОВЗ, учитывая структуру нарушения, актуального состояния и их потенциальных возможностей | |
Сущность планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояний и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ; планировать образовательно-коррекционную работу с учетом нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ, применять клинико-психолого-педагогические и методические знания в коррекционной работе с лицами с ОВЗ; опытом планирования и проведения образовательно-коррекционной работы с лицами с ОВЗ, учитывая структуру нарушения и их потенциальные возможности; опытом взаимодействия и адекватного речевого поведения с лицами с ОВЗ в процессе проведения образовательно-коррекционной работы, постоянно повышать свой образовательный уровень | |
ПК-4 | Способность осуществлять организацию, совершенствование и анализ собственной образовательно - коррекционной деятельности |
- готов осуществлять организацию, совершенствование и анализ собственной образовательно-коррекционной деятельности | |
Опыт организации, совершенствования и анализ собственной образовательно - коррекционной деятельности | |
ПК-5 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-6 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-7 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-8 | Знание основ дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических наук для определения проблемного поля педагогической деятельности, требующей исследовательского подхода; умение выделять наиболее значимые и соответствующие профессиональной ситуации теории, концепции, идеи в области человековедческих наук для постановки исследовательских задач; владение опытом постановки исследовательских задач на основе научно-педагогического знания в области коррекционно-педагогической деятельности |
Знание способов применения имеющегося психолого-педагогического, естественно-научного, лингвистического знания в ходе постановки исследовательских задач в деятельности педагога-дефектолога; умение осуществлять целесообразный отбор необходимого психолого-педагогического, медико-биологического знания для разработки путей решения исследовательских задач; владение навыками организации опытно-экспериментальной работы с учетом инновационного знания в области человековедческих наук; | |
Знание вариантов реализации теоретико-методического багажа в сфере профессионально-педагогической деятельности дефектолога в процессе решения исследовательских задач; умение разрабатывать диагностический инструментарий для реализации исследовательской направленности деятельности дефектолога с опорой на научные знания в области дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических наук; владение опытом применения целостного комплекса дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний в постановке и решении исследовательских задач в профессиональной деятельности дефектолога | |
ПК-9 | Основные положения математики и методы математической обработки информации; пошагово реализовывать основные методы математической обработки информации при представлении результатов исследования; приемами решения стандартных исследовательских задач с помощью основных методов математической обработки информации |
Место и роль методовматематической обработки информации в исследовательской деятельности; Выбирать методы математической обработки информации для решения конкретных исследовательских и профессиональных задач; механизмами решения исследовательских и профессиональных задач с помощью основных методов математической обработки информации | |
Способы и приемы реализации методов математической обработки информации в исследовательской деятельности и при представлении результатов исследования; определять эффективность методов математической обработки информации для решения исследовательских и профессиональных задач; обобщенными методами решения исследовательских и профессиональных задач с помощью основных положений теории и методов математической обработки информации | |
ПК-10 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-11 | нет |
нет | |
нет |