Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 45.06.01 «Языкознание и литературоведение».
Текст стандарта: скачать
Уровни сформированности компетенций
УК-1 | Общие, но не структурированные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений. В целом успешно, но не систематически осуществляемое умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач, генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений. В целом успешно, но не систематически осуществляемое применение навыков анализа методологических проблем, технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности, возникающих при решении исследовательских и практических задач. |
---|---|
Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных. В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы умения анализировать альтернативные варианты решения исследовательских задач, оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов, а также умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений. В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа методологических проблем, применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности, возникающих при решении исследовательских и практических задач. | |
Сформированные систематические знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных. Сформированные умения анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов, при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений. Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях, технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. | |
УК-2 | Неполные представления о методах научно-исследовательской деятельности, об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира. В целом успешное, но не систематическое использование положений и категорий философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений, применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, а также технологий планирования в профессиональной деятельности. |
Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления о методах научно-исследовательской деятельности, об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира. В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы использование положений и категорий философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений, применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, а также технологий планирования в профессиональной деятельности. | |
Сформированные систематические представления о методах научно-исследовательской деятельности, об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира. Сформированное умение использовать положения и категории философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений. Успешное и систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, а также технологий планирования в профессиональной деятельности. | |
УК-3 | Имеет знание основной профессиональной терминологии, а также теоретические знания о способах и особенностях предоставления результатов научной деятельности на государственном и изучаемом иностранном языках. Может работать в российских и международных исследовательских коллективах, выполняя возложенные на него функции в соответствии готовым планом работы. Обладает опытом применения элементарных навыков коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках при решении научных и научно-образовательных задач в определенном исследовательском коллективе. |
Демонстрирует знание профессиональной терминологии, способен представить результаты научной деятельности на государственном и иностранном языках в устной и письменной форме, учитывая особенности представления информации в различных исследовательских коллективах. Может работать в российских и международных исследовательских коллективах, самостоятельно организовывая свою исследовательскую деятельность при выполнении возложенных на него функций. Обладает опытом коммуникации на государственном и иностранном языках при решении научных и научно-образовательных задач в различных российских и международных исследовательских коллективах, а также необходимой степенью языковой адаптации. | |
Демонстрирует глубокое знание обширной профессиональной терминологии, представляя результаты научной деятельности в различных жанрах коммуникации, следуя нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах. Может работать в российских и международных исследовательских коллективах, осуществляя личностный выбор в процессе работы, оценивая последствия принятого решения и неся за него ответственность перед собой и коллегами. Обладает эффективным опытом коммуникации на государственном и иностранном языках при решении научных и научно-образовательных задач в различных российских и международных исследовательских коллективах, а также высокой степенью языковой адаптации. | |
УК-4 | Имеет теоретические представления об основных методах и базовых элементах технологий научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках. Знает основные стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках. Следует основным нормам коммуникации, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках. Обладает основными навыками анализа научных текстов на государственном и иностранном языках, а также основными современными методами и приемами использования научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках. |
Демонстрирует знание основных методов и технологий научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках. Использует основные стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках. Следует большинству норм коммуникации, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках. Обладает различными навыками анализа научных текстов на государственном и изучаемом иностранном языках, а также современными методами и приемами осуществления профессиональной деятельности на государственном и изучаемом иностранном языках. | |
Демонстрирует глубокое знание разнообразных современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках, владея языком как средством межнациональной и межкультурной коммуникации. Эффективно использует различные стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме в различных жанрах речи на государственном и иностранном языках. Следует всем нормам коммуникации, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках. Демонстрирует успешное и систематическое применение навыков анализа научных текстов на государственном и иностранном языках. Обладает обширным арсеналом современных методов и эффективными приемами использования научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках с учетом собственного опыта. | |
УК-5 | Имеет теоретические представления о самообразовательной деятельности, о значении профессионального и личностного развития, составе профессионально-важных качеств педагога, о логике проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Может сформулировать задачи по профессиональному и личностному развитию, разработать программу самообразования, образовательный маршрут. Обладает опытом разработки программы самообразования, проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры, самооценки реализации программы самообразования. |
Демонстрирует знание разных научных подходов к сущности самообразовательной деятельности, о значении профессионального и личностного развития, составе профессионально-важных качеств педагога, о логике проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Осуществляет обоснование программы профессионального и личностного развития, дает аргументацию необходимости профессионального и личностного самосовершенствования. Обладает опытом проектирования различных образовательных маршрутов и профессиональной карьеры, различных способов профессионального и личностного самосовершенствования. Обладает опытом самооценки реализации программы личностного и профессионального самообразования. | |
Способен выбрать наиболее оптимальный способ профессионального и личностного развития, научно обосновывает систему саморазвития для достижения профессиональных и личностных целей. Обладает опытом различных способов проектирования образовательных маршрутов и профессиональной карьеры. Подбирает и использует научно обоснованные методы проектирования профессионального роста и профессиональной карьеры. Научно обосновывает различные способы самооценки реализации программы личностного и профессионального самообразования. | |
ОПК-1 | Имеет теоретические представления об общенаучных и специальных лингвистических методах исследования. Может применять полученные знания при разработке концепции кандидатской диссертации. Обладает опытом самостоятельной работы с научной литературой по теме диссертационного исследования. |
Демонстрирует знание о новых информационно-коммуникационных технологиях и способах их использования при работе над кандидаткой диссертацией. Осуществляет обоснованный выбор методов и приемов лингвистического исследования в соответствии с проблематикой кандидатской диссертации. Обладает опытом реферирования и аннотирования теоретических источников по профилю научно-исследовательской работы. | |
Демонстрирует глубокое знание о перспективных направлениях лингвистических исследований в современной научной парадигме, процессах интеграции и дифференциации в области филологических и гуманитарных наук. Способен самостоятельно решать теоретические и практические задачи в научно-исследовательской деятельности. Обладает опытом критического анализа и применения в научно-исследовательской деятельности теоретических положений, доказанных в современной отечественной науке. | |
ОПК-2 | Имеет неполные представления об основных требованиях, предъявляемых к преподавателям в системе высшего образования, включая требования к квалификационным работам бакалавров, специалистов, магистров. Может осуществлять отбор материала, характеризующего достижения науки с учётом специфики направления подготовки, а также разрабатывать план и структуру квалификационной работы бакалавров, специалистов, магистров. Обладает опытом проектирования образовательного процесса в рамках отдельных дисциплин. |
Демонстрирует целостные представления о требованиях, предъявляемых к обеспечению учебной дисциплины и преподавателю, её реализующему в системе высшего образования, и неполные представления о требованиях к квалификационным работам бакалавров, специалистов, магистров. Может осуществлять отбор и применять методы преподавания с учетом специфики преподаваемой дисциплины, оказывать разовые консультации обучающимся по методам исследования и источникам информации при выполнении квалификационных работ бакалавров, специалистов, магистров. Обладает опытом проектирования образовательного процесса в рамках базовой части программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. | |
Демонстрирует целостные представления о требованиях к формированию и реализации учебного плана в системе высшего образования и требованиях к квалификационным работам бакалавров, специалистов, магистров. Может осуществлять отбор и применять методы преподавания с учетом специфики направления подготовки, оказывать систематические консультации обучающимся по методам исследования и источникам информации при выполнении квалификационных работ бакалавров, специалистов, магистров. Обладает опытом проектирования образовательного процесса в рамках учебного плана. |