Образование и педагогические науки (аспирантура)

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 «Образование и педагогические науки».

Текст стандарта: скачать

Уровни сформированности компетенций

УК-1Общие, но не структурированные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений. В целом успешно, но не систематически осуществляемое умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач, генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений. В целом успешно, но не систематически осуществляемое применение навыков анализа методологических проблем, технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности, возникающих при решении исследовательских и практических задач.
Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных. В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы умения анализировать альтернативные варианты решения исследовательских задач, оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов, а также умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений. В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа методологических проблем, применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности, возникающих при решении исследовательских и практических задач.
Сформированные систематические знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных. Сформированные умения анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов, при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений. Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях, технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач.
УК-2Неполные представления о методах научно-исследовательской деятельности, об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира. В целом успешное, но не систематическое использование положений и категорий философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений, применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, а также технологий планирования в профессиональной деятельности.
Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления о методах научно-исследовательской деятельности, об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира. В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы использование положений и категорий философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений, применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, а также технологий планирования в профессиональной деятельности.
Сформированные систематические представления о методах научно-исследовательской деятельности, об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира. Сформированное умение использовать положения и категории философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений. Успешное и систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, а также технологий планирования в профессиональной деятельности.
УК-3Имеет знание основной профессиональной терминологии, а также теоретические знания о способах и особенностях предоставления результатов научной деятельности на государственном и изучаемом иностранном языках. Может работать в российских и международных исследовательских коллективах, выполняя возложенные на него функции в соответствии готовым планом работы. Обладает опытом применения элементарных навыков коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках при решении научных и научно-образовательных задач в определенном исследовательском коллективе.
Демонстрирует знание профессиональной терминологии, способен представить результаты научной деятельности на государственном и иностранном языках в устной и письменной форме, учитывая особенности представления информации в различных исследовательских коллективах. Может работать в российских и международных исследовательских коллективах, самостоятельно организовывая свою исследовательскую деятельность при выполнении возложенных на него функций. Обладает опытом коммуникации на государственном и иностранном языках при решении научных и научно-образовательных задач в различных российских и международных исследовательских коллективах, а также необходимой степенью языковой адаптации.
Демонстрирует глубокое знание обширной профессиональной терминологии, представляя результаты научной деятельности в различных жанрах коммуникации, следуя нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах. Может работать в российских и международных исследовательских коллективах, осуществляя личностный выбор в процессе работы, оценивая последствия принятого решения и неся за него ответственность перед собой и коллегами. Обладает эффективным опытом коммуникации на государственном и иностранном языках при решении научных и научно-образовательных задач в различных российских и международных исследовательских коллективах, а также высокой степенью языковой адаптации.
УК-4Имеет теоретические представления об основных методах и базовых элементах технологий научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках. Знает основные стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках. Следует основным нормам коммуникации, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках. Обладает основными навыками анализа научных текстов на государственном и иностранном языках, а также основными современными методами и приемами использования научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках.
Демонстрирует знание основных методов и технологий научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках. Использует основные стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках. Следует большинству норм коммуникации, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках. Обладает различными навыками анализа научных текстов на государственном и изучаемом иностранном языках, а также современными методами и приемами осуществления профессиональной деятельности на государственном и изучаемом иностранном языках.
Демонстрирует глубокое знание разнообразных современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках, владея языком как средством межнациональной и межкультурной коммуникации. Эффективно использует различные стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме в различных жанрах речи на государственном и иностранном языках. Следует всем нормам коммуникации, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках. Демонстрирует успешное и систематическое применение навыков анализа научных текстов на государственном и иностранном языках. Обладает обширным арсеналом современных методов и эффективными приемами использования научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках с учетом собственного опыта.
УК-5Имеет теоретические представления об этических нормах профессиональной деятельности; о сущности ответственности как профессионально значимого качества личности. Может осуществить выбор варианта действия в нестандартных профессиональных ситуациях и оценить принятые решения с позиции соблюдения этических норм. Обладает опытом поведения в несложных нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; анализа отдельных решений в сфере профессиональной деятельности с позиций социальной и этической ответственности.
Демонстрирует знание этических норм профессиональной деятельности; сущности ответственности как профессионально значимого качества личности. Осуществляет обоснованный выбор варианта действия в нестандартных профессиональных ситуациях и дает аргументированную оценку принятых решений с позиции соблюдения этических норм. Обладает опытом решения профессиональных задач в различных нестандартных ситуациях и опытом принятия решений в сфере профессиональной деятельности с позиций социальной и этической ответственности субъекта управления.
Демонстрирует глубокое знание этических норм профессиональной деятельности; сущности ответственности как профессионально значимого качества личности. Способен выбрать наиболее оптимальный вариант действия в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; дать аргументированную оценку решениям, принятым субъектами профессиональной деятельности в сфере образования на различных уровнях, с позиции соблюдения этических норм, предлагая при этом собственный вариант. Обладает опытом решения профессиональных задач в сложных нестандартных ситуациях и опытом принятия решений в сфере профессиональной деятельности, осознавая социальную и этическую ответственность.
УК-6Имеет теоретические представления о самообразовательной деятельности, о значении профессионального и личностного развития, составе профессионально-важных качеств педагога, о логике проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Может сформулировать задачи по профессиональному и личностному развитию, разработать программу самообразования, образовательный маршрут. Обладает опытом разработки программы самообразования, проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры, самооценки реализации программы самообразования.
Демонстрирует знание разных научных подходов к сущности самообразовательной деятельности, о значении профессионального и личностного развития, составе профессионально-важных качеств педагога, о логике проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Осуществляет обоснование программы профессионального и личностного развития, дает аргументацию необходимости профессионального и личностного самосовершенствования. Обладает опытом проектирования различных образовательных маршрутов и профессиональной карьеры, различных способов профессионального и личностного самосовершенствования. Обладает опытом самооценки реализации программы личностного и профессионального самообразования.
Способен выбрать наиболее оптимальный способ профессионального и личностного развития, научно обосновывает систему саморазвития для достижения профессиональных и личностных целей. Обладает опытом различных способов проектирования образовательных маршрутов и профессиональной карьеры. Подбирает и использует научно обоснованные методы проектирования профессионального роста и профессиональной карьеры. Научно обосновывает различные способы самооценки реализации программы личностного и профессионального самообразования.
ОПК-1Имеет теоретические представления о методологии и методах педагогического исследования. Умеет формулировать основные элементы методологического аппарата педагогического исследования. Имеет опыт выбора и применения отдельных методов педагогического исследования в соответствии с поставленной исследовательской задачей и логикой ее решения.
Умеет выбрать методологические основания и методы педагогического исследования, адекватные поставленной исследовательской задаче. Самостоятельно формулирует и обосновывает непротиворечивость основных элементов методологического аппарата педагогического исследования. Обладает опытом применения новых методологических подходов и методов педагогического исследования адекватных поставленной исследовательской задаче.
Демонстрирует глубокие знания о широком спектре методологических оснований и методов исследования и способен обоснованно выбрать наиболее оптимальный их вариант. Обладает опытом самостоятельного корректного формулирования основных элементов методологического аппарата педагогического исследования, адекватно отражающих логику исследования.
ОПК-2Имеет представления об информационных и коммуникационных технологиях общего назначения и умеет их использовать для сбора и обработки научной информации, проведения педагогического исследования.
Имеет представления об информационных и коммуникационных технологиях как общего назначения, так и профессионально-ориентированных и умеет их целесообразно использовать для сбора и обработки научной информации, проведения педагогического исследования.
Имеет представления о широком спектре информационных и коммуникационных технологий и их использовании, а также способен генерировать новые идеи их применения для сбора и обработки научной информации, проведения педагогического исследования.
ОПК-3Имеет знание об основных теоретических и эмпирических методах педагогического исследования, способах их применения, корректной интерпретации результатов изучения образовательной и социокультурной среды в интересах определения рисков внедрения этих результатов и перспектив дальнейших исследований. Может достаточно корректно интерпретировать полученные результаты педагогического исследования, указывая в самой общей форме на возможные риски внедрения их результатов в образовательной и социокультурной среде, а также на границы их применения, неопределённо обозначая возможность дальнейших исследований. Обладает опытом интерпретации результатов педагогического исследования, оценки их применения в образовательной и социокультурной среде.
Демонстрирует знание о теоретических и эмпирических методах педагогического исследования, описывая способы их применения, корректной интерпретации результатов изучения образовательной и социокультурной среды в интересах определения рисков внедрения этих результатов и перспектив дальнейших исследований. Может корректно интерпретировать полученные результаты педагогического исследования, чётко указывая на возможные риски внедрения их результатов в образовательной и социокультурной среде, а также на границы их применения, конкретно обозначая возможность дальнейших исследований. Обладает опытом корректной интерпретации результатов педагогического исследования, оценки их применения в конкретной образовательной и социокультурной среде, выделения рисков и перспектив дальнейших исследований.
Демонстрирует глубокое знание о теоретических и эмпирических методах педагогического исследования, описывая способы их применения, корректной интерпретации результатов изучения образовательной и социокультурной среды в интересах определения рисков внедрения этих результатов и перспектив дальнейших исследований. Может корректно, с высокой степенью аргументированности интерпретировать полученные результаты педагогического исследования, чётко указывая на возможные риски внедрения их результатов в образовательной и социокультурной среде, а также на границы их применения, ясно и развёрнуто представляя перспективы дальнейших исследований. Обладает опытом корректной интерпретации результатов педагогического исследования, оценки их применения в конкретной образовательной и социокультурной среде, глубокого и аргументированного обоснования рисков и перспектив дальнейших исследований.
ОПК-4Имеет четкое представление о работе исследовательского коллектива в области педагогических наук, способен принять участие в решении общих исследовательских проблем, обосновать собственную позицию.
Владеет систематизированным знанием об особенностях работы исследовательского коллектива в области педагогических наук, может взять на себя ответственность за организацию работы коллектива, распределить обязанности и организовать взаимодействие членов коллектива.
Владеет целостным знанием о специфике организации работы исследовательского коллектива в области педагогических наук, может определить перспективные направления исследований с учетом интересов членов коллектива, организовать взаимодействие с другими исследовательскими коллективами.
ОПК-5Имеет представления о дополнительном профессиональном образовании, о сущности, структурных компонентах, основных закономерностях и принципах образовательного процесса, логике и условиях его построения, основах проектирования программ ДПО в соответствии с потребностями работодателя. Демонстрирует первичные умения решения задач моделирования, конструирования и оценивания образовательного процесса и проектирования программы ДПО. Показывает отдельные приемы моделирования, осуществления и оценивания образовательного процесса и проектирования программ ДПО.
Демонстрирует знание специфики дополнительного профессионального образования и особенности взаимодействия с работодателями, потенциальными заказчиками образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования. Знает сущность, структурные компоненты, основные закономерности и принципы образовательного процесса, логику и условия его построения; основы проектирования программ ДПО. Демонстрирует умения решения задач моделирования, конструирования и оценивания образовательного процесса и проектирования программы ДПО. Показывает навыки моделирования, осуществления и оценивания образовательного процесса и проектирования программ ДПО.
Знает специфику дополнительного профессионального образования и особенности взаимодействия с работодателями, потенциальными заказчиками образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования. Демонстрирует глубокие знания о сущности, структурных компонентах, основных закономерностях и принципах образовательного процесса, логику и условия его построения. Основы проектирования программ ДПО в соответствии с потребностями работодателя. Самостоятельно демонстрирует умения решения задач умение моделировать, конструировать и оценивать образовательный процесс и проектировать программы ДПО. Осуществляет анализ потребностей работодателей с целью проектирования программ ДПО. Проявляет творчество в демонстрации навыков моделирования, осуществления и оценивания образовательного процесса и проектирования программ ДПО в соответствии с потребностями работодателя; навыки разработки программы ДПО в соответствии с потребностями работодателя.
ОПК-6Имеет представление об основных педагогических категориях, сущности, закономерностях, содержательных основах, методах, формах организации и технологии процессов воспитания и обучения. Демонстрирует элементарные умения осуществлять поиск, отбор и проектирование содержания педагогического процесса, методов и средств воспитания и обучения. Показывает отдельные приемы поиска, отбора, проектирования и использования содержания педагогического процесса; отбора содержания образования по педагогике, выбора форм, методов и средств обучения, образовательных технологий при проектировании образовательного процесса.
Знает основные педагогические категории; сущность, закономерности, содержательные основы, методы, формы организации и технологии процессов воспитания и обучения. Демонстрирует умения осуществлять поиск, отбор и проектирование содержания педагогического процесса, методов и средств воспитания и обучения. Показывает навыки поиска, отбора, проектирования и использования содержания педагогического процесса, навыки отбора содержания образования по педагогике, выбора форм, методов и средств обучения, образовательных технологий при проектировании образовательного процесса.
Знает основные педагогические категории, сущность, закономерности, содержательные основы, методы, формы организации и технологии процессов воспитания и обучения. Самостоятельно демонстрирует умения поиска, отбора и проектирования содержания педагогического процесса, продуктивных методов и средств воспитания и обучения; использования методов педагогической науки с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития. Проявляет творчество в демонстрации навыков поиска, отбора, проектирования и эффективного использования содержания педагогического процесса с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития. Внедряет инновационные приемы и педагогические технологии в образовательный процесс с целью создания условий для эффективной мотивации, обучающихся выбранной направленностью подготовки. Владеет способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, технологий образования навыков отбора содержания образования по педагогике, выбора форм, методов и средств обучения, образовательных технологий при проектировании образовательного процесса.
ОПК-7Имеет представления об основных показателях экспертной оценки образовательной деятельности, основные принципы и способы проектирования программ развития. Умеет осуществлять экспертную оценку образовательной деятельности по известным методикам
Знает основные показатели экспертной оценки образовательной деятельности, основные принципы и способы проектирования программ развития. Владеет опытом осуществления стандартных процедур анализа образовательной деятельности организаций и планирования программ их развития.
Знает различные подходы к определению показателей образовательной деятельности организаций, проектированию программы их развития. Умеет обоснованно выбирать и применять методы экспертной оценки организаций. Владеет опытом применения этих методов в конкретной ситуации
ОПК-8Имеет неполные представления об основных требованиях, предъявляемых к преподавателям в системе высшего образования, включая требования к квалификационным работам бакалавров, специалистов, магистров. Может осуществлять отбор материала, характеризующего достижения науки с учётом специфики направления подготовки, а также разрабатывать план и структуру квалификационной работы бакалавров, специалистов, магистров. Обладает опытом проектирования образовательного процесса в рамках отдельных дисциплин.
Демонстрирует целостные представления о требованиях, предъявляемых к обеспечению учебной дисциплины и преподавателю, её реализующему в системе высшего образования, и неполные представления о требованиях к квалификационным работам бакалавров, специалистов, магистров. Может осуществлять отбор и применять методы преподавания с учетом специфики преподаваемой дисциплины, оказывать разовые консультации обучающимся по методам исследования и источникам информации при выполнении квалификационных работ бакалавров, специалистов, магистров. Обладает опытом проектирования образовательного процесса в рамках базовой части программ бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Демонстрирует целостные представления о требованиях к формированию и реализации учебного плана в системе высшего образования и требованиях к квалификационным работам бакалавров, специалистов, магистров. Может осуществлять отбор и применять методы преподавания с учетом специфики направления подготовки, оказывать систематические консультации обучающимся по методам исследования и источникам информации при выполнении квалификационных работ бакалавров, специалистов, магистров. Обладает опытом проектирования образовательного процесса в рамках учебного плана.

Вернуться на начало ФГОС ВО