Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
Текст стандарта: скачать
Уровни сформированности компетенций
ОК-1 | Понимает специфику философии и её отличие от мифологии, религии и науки. Называет универсальные философские принципы, категории и законы, действующие во всех областях материального и духовного мира. Знает основные закономерности развития общества; понимает значение культуры в развитии человечества. |
---|---|
Применяет содержание философских категорий и понятий к анализу явлений действительности, общественной и индивидуальной жизни человека. Компетентно обосновывает ценностные характеристики своей профессии, социально-нравственную природу конкретных форм труда. Умеет квалифицированно работать с социально-научными и гуманитарными текстами. Формирует и обосновывает личную позицию по отношению к проблемам культуры и общества. | |
Легко оперирует общенаучной терминологией, применяет законы научного мышления в написании учебных и научных работ различного уровня. Способен к рефлексии и самоконтролю, к чёткому обоснованию и защите своей мировоззренческой позиции. Владеет моральными нормами нравственного поведения в профессиональной деятельности, навыками эстетической оценки явлений окружающей действительности. | |
ОК-2 | Знает основные даты, понятия, периоды и направления в развитии отечественной и всемирной истории. Имеет представления и понимает механизм отделения научных знаний от псевдонаучных и несостоятельных, может соотносить различные периоды и направления в развитии отечественной и всемирной истории, оценить их с учетом современного уровня исторического познания. Способен к анализу деятельности исторической личности в контексте эпохи, давать оценку вклада личности в российскую и мировую историю. Свободно владеет основными историческими понятиями и терминами, фактологическим материалом и биографическими сведениями представителей различных исторических эпох. |
Глубокого осознает место и понимает роль России в истории человечества и в современном мире, при этом свободно использует в дискуссиях исторические, политологические и социологические понятия. На основе широкого круга источников и литературы способен показать глубокие и систематизированные знаниями по истории России и всеобщей истории. Может привести примеры и дать характеристику подвигам великих соотечественников. Свободно анализирует исторические явления и события, при этом вычленяет причинно-следственные связи. Работает с диаграммами, схемами и исторической картой, а также с историческими документами (источниками), как индивидуально, так и в группе. | |
Знает и применяет на практике главные методы анализа исторического процесса (логический, синхронно- исторический, ретроспективный, сравнительно-исторический и др.) российской государственности и общества в контексте мирового исторического процесса. Умеет применять полученные знания при анализе современной общественно-политической обстановки, при прогнозировании возможных исторических перспектив, а также в будущей профессиональной деятельности, в особенности в организации и проведении с обучающимися воспитательной работы (формирование у студентов ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире и понимания гражданской ответственности). Способен в зависимости от сложности задания (дискуссионности) вариативно применять технологии научного анализа, обобщения, сравнения и поиска новых знаний по истории России различных периодов в контексте всемирно-исторического процесса. | |
ОК-3 | Знать основные категории микро- и макроэкономики (спрос, предложение, цена, стоимость, товар, деньги, доходы, расходы, прибыль, риск, собственность, управление, рынок, фирма, государство) законы функционирования рыночной экономики, показатели, характеризующие различные уровни социально-экономических систем и различных сферах деятельности |
Уметь провести анализ микро- и макроэкономических процессов, использовать экономические знания для понимания закономерностей социально-экономических явлений, самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в различных сферах деятельности | |
Владеть методами анализа микро- и макроэкономических проблем в различных сферах деятельности, навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов | |
ОК-4 | Владеет основами устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языке, необходимой для осуществления межкультурного общения. Понимает социальные и коммуникативные стандарты межкультурного повседневного общения. Формулирует основную идею, выраженную в информации, грамотно и достаточно логично формулирует свое отношение к воспринятой информации. |
Владеет основными коммуникативными нормами родного и иностранного языков. Анализирует полученную информацию, выделяет суть явления, четко и грамотно формулирует основную идею, выраженную в информации. Логично и адекватно излагает свою точку зрения о воспринятом (устном или письменном) материале. Владеет иностранным языком на уровне контакта с субъектами образовательного процесса с целью быть понятым по кругу жизненных и профессиональных вопросов. | |
Владеет основными коммуникативными нормами родного и иностранного языков. Анализирует полученную информацию, выделяет суть явления, четко и грамотно формулирует основную идею, выраженную в информации. Логично и адекватно излагает свою точку зрения о воспринятом (устном или письменном) материале. Владеет иностранным языком на уровне контакта с субъектами образовательного процесса с целью быть понятым по кругу жизненных и профессиональных вопросов. | |
ОК-5 | Демонстрирует понимание основных научных категорий, описывающих межличностное и межкультурное взаимодействие. Перечисляет социально-психологические особенности коллективного взаимодействия. Объясняет целесообразность групповой работы на основе принципов этики, исключающих манипулирование и конфликт. Понимает ценностное содержание культуры и значимость самобытности различных субъектов культуры. Знает основные теории межличностного и межкультурного взаимодействия. Понимает принцип толерантного отношения ко всем видам социальных и культурных различий. Знает особенности развития многонационального государства, традиции и обычаи народов России и понимает своеобразия культуры нашего Отечества. Готов самостоятельно готовить научные сообщения, рефераты, электронные презентации, самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале. |
Понимает особенности социально-экономического, политического и культурного развития народов России и государства в разные периоды; на примерах может показать специфику хозяйственно-культурных типов народов России. Владеет информацией о специфическом пути российской цивилизации и вклада народов России в развитие государственности. Способен принимать различия (раса, национальность, религия, возраст, статус, роль, пол) и уважать ценности других людей. Толерантен к представителям разных социальных и этноконфессиональных групп в условиях коллективно-творческой деятельности. Умеет соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с другими мировоззренческими системами. Выражает готовность к социальному взаимодействию, рефлексии и самооценке действий в коллективе. Демонстрирует умение эффективно работать в команде. Может анализировать и обобщать полученные знания, аргументировано доказывать свою точку зрения, при этом правильно ведя дискуссию. | |
Имеет опыт участия в принятии групповых решений и способен принимать на себя ответственность. Владеет навыками и приемами межкультурного общения, способностью жить и работать с людьми других культур, языков и религий. Способен выступать компетентным разработчиком и экспертом социально значимых программ и проектов, ориентированных на формирование межкультурной компетенции различных категорий граждан. Способен показать на примерах и биографии виднейших деятелей человечества специфику развития народов мира и их культуры, основные атрибуты государственной символики России и других мировых держав; Может самостоятельно рассуждать и объективно, взвешенно относиться к прошлому, критически воспринимать исторические сведения с учетом различных факторов (этнический, конфессиональный и социально-экономический) и готов к работе в коллективе; Имеет представления и готов применять методику разработки различных творческих проектов с учетом возможных социальных, этнических и конфессиональных и культурных различий между возможными участниками. | |
ОК-6 | Имеет теоретические представления о самообразовательной деятельности, эмоционально-волевых процессах человека, о способах профессионального самообразования, личностного саморазвития. Умеет осуществлять самонаблюдение в профессиональных ситуациях с целью постановки задач по самообразованию. Обладает опытом разработки программы самообразования. |
Имеет теоретические представления о самообразовательной деятельности, эмоционально-волевых процессах человека, о способах профессионального самообразования, личностного саморазвития. Умеет осуществлять самонаблюдение в профессиональных ситуациях с целью постановки задач по самообразованию. Обладает опытом разработки программы самообразования.целью быть понятым по кругу жизненных и профессиональных вопросов. | |
Способен выбрать наиболее оптимальный способ профессионального и личностного саморазвития, научно обосновывает систему самообразования для достижения профессиональных и личностных целей. Владеет способностью модифицировать программы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования в соответствии с различными контекстами (социальными, культурными, национальными), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации. Владеет навыками решения практических педагогических задач самоорганизации и самообразования, используя психологические знания, полученные в ходе изучения психологии.профессиональных вопросов. | |
ОК-7 | Знает социальную роль физической культуры в развитии индивидуально-психологических качеств личности, для реализации процесса самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и готовности к профессиональной деятельности. Знает теоретические основы физического воспитания и формирования здорового образа жизни. Умеет определять педагогические возможности различных средств, методов и приемов организации физического воспитания с различной функциональной направленностью. Умеет планировать содержание самостоятельных тренировочных занятий с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма. Может оценивать уровень физической подготовки и функциональное состояние органов и систем организма. Владеет двигательными умениями и навыками базовых видов спорта, навыками мониторинга физического развития и физической подготовленности. |
Знает социальную роль физической культуры в развитии индивидуально-психологических качеств личности, для реализации процесса самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и готовности к профессиональной деятельности. Знает теоретико-методические и организационные основы физической культуры для физического совершенствования и формирования здорового образа жизни, основы планирования самостоятельных занятий с учетом индивидуальных возможностей организма. Знает методы диагностики физического развития и функционального состояния органов и систем организма занимающихся. Умеет определять педагогические возможности различных средств, методов и приемов организации физического воспитания с различной функциональной направленностью (оздоровительной, лечебной тренировочной, коррекционной и рекреативной) и учетом индивидуальных возможностей, особенностей организма. Может определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм с разной целевой ориентацией, планировать содержание самостоятельных тренировочных занятий с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма. Владеет двигательными умениями и навыками различных видов спорта и систем физических упражнений, определяющих психофизическую готовность к профессиональной деятельности. Обладает навыками рациональной организации и проведения самостоятельных занятий в соответствии с индивидуальными возможностями организма, навыками мониторинга физического развития и физической подготовленности. | |
Знает современное состояние проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи и научные исследования в области здоровьесберегающих технологий физической культуры и формирования устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни. Демонстрирует знания теоретико-методических и организационных основ физической культуры для физического совершенствования и формирования здорового образа жизни, основ планирования самостоятельных занятий с учетом индивидуальных возможностей организма, методов диагностики физического развития и функционального состояния органов и систем организма занимающихся. Умеет определять педагогические возможности различных средств, методов и приемов организации физического воспитания с различной функциональной направленностью (оздоровительной, лечебной тренировочной, коррекционной и рекреативной) и учетом индивидуальных возможностей, особенностей организма. Может определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм с разной целевой ориентацией, планировать содержание самостоятельных тренировочных занятий с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма. Владеет двигательными умениями и навыками различных видов спорта и систем физических упражнений, определяющих психофизическую готовность к профессиональной деятельности, способами подбора и применения современных научно-обоснованных средств и методов здоровьесберегающих технологий физической культуры адекватно поставленным задачам. Обладает навыками творческого применения физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Владеет методикой планирования содержания самостоятельных занятий различной функциональной направленности с учетом индивидуальных возможностей организма. | |
ОК-8 | Имеет представление об основных понятиях в области безопасности жизнедеятельности. Знаком с классификацией чрезвычайных ситуаций и основными методами защиты. Способен оказать простейшую помощь при некоторых видах опасностей. Самостоятельно использует индивидуальные средства защиты. |
Имеет представление о потенциальных опасностях, возникающих при различных видах деятельности человека. Способен предвидеть основные виды опасностей, формируемыми различными чрезвычайными ситуациями. Способен оказать начальную помощь при реализации опасностей в условиях чрезвычайных ситуаций. Грамотно использует коллективные и индивидуальные средства защиты. | |
В совершенстве владеет представлениями о потенциальных угрозах в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, а также основными технологическими подходами нейтрализации их последствий. Знаком с техническими приёмами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Способен к предвидению последствий ЧС и оказанию в этих условиях помощи себе и окружающим. Способен использовать современные методы и приёмы защиты от опасностей и последствий чрезвычайных ситуаций. | |
ОПК-1 | Знать назначение основных нормативных документов и обладать навыками их оперативного поиска в правовой системе «Гарант», «Консультант плюс» и прочих. |
Знать назначение основных нормативных документов, регулирующих управленческую деятельность на предприятии и уметь применять данную документацию при формировании кадровой политики и финансовой отчетности на предприятии малого, среднего и крупного бизнеса. | |
Умение оперативно следить за изменениями в законодательстве и своевременно вносить коррективы в текущую управленческую деятельность на предприятии. Уметь автоматизировать документооборот на предприятии в целях сокращения объемов документооборота и инстанций, которые проходят документы. | |
ОПК-2 | Осознавать социальную значимость имеющейся проблемы и оперировать основными знаниями и умениями для ее скорейшего решения. |
Уметь оценить теоретическую и практическую значимость предложенного организационно-управленческого решения и уметь дополнить его. | |
Учитывая полученный ранее опыт, знать теоретическую и практическую значимость, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные, а так же уметь из предложенных вариантов управленческого решения выбрать оптимальный. | |
ОПК-3 | Осознавать необходимость стратегии предприятия и ее постоянного совершенствования; знать о распределении полномочий между участниками рабочего процесса. |
Уметь проектировать и совершенствовать организационные структуры предприятия, осознавать необходимость своевременного делегирования полномочий с учетом личной ответственности за получаемые результаты на производстве. | |
Используя полученные знания, навыки и опыт, строить работу предприятия с учетом модернизированной структуры управления и работать с персоналом в стратегическом направлении, доводя до каждого его роль и задачи на производстве. Воспитывать в себе и работниках чувство личной ответственности за производимые мероприятия и управленческие решения. | |
ОПК-4 | Обладать навыками работы с электронной почты, уметь строить речь таким образом, чтобы информация была воспринята слушателями своевременно и верно. |
Уметь осуществлять деловое общение путем электронной и обычной переписки, обладать навыками публичных выступлений и переговоров. | |
Используя полученные знания, навыки и опыт, строить устную и письменную речь таким образом, чтобы деловые партнера и сотрудники всецело осознали объем и важность обсуждаемых проблем и своевременно были проинформированы о принятом управленческом решении. | |
ОПК-5 | Знать основные показатели и виды финансовой отчетности, назначение показателей финансово-хозяйственной деятельности и роль и значение современных автоматизированных систем учета финансовой информации. |
Уметь составлять и анализировать финансовую отчетность, так же владеть навыками аналитически мыслить и строить финансовое планирование с учетом требуемых на перспективу показателей. | |
Используя полученные знания, разрабатывать и оценивать планы, проекты с учетом нормативно-правовых, ресурсных, финансовых и иных ограничений; применять инновационный подход при разработке и анализе финансовой отчетности; производить расчеты на основании типовых методик и существующей нормативно-правовой базы и корпоративных информационных систем. | |
ОПК-6 | Знать виды управленческих решений и методы их принятия в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций. |
Уметь планировать операционную (производственную) деятельность организаций в процессе организации командного взаимодействия для решения управленческих задач. | |
В совершенстве владеть навыками практического использования всего спектра методов диагностики систем управления организацией. | |
ОПК-7 | Обладать навыками решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. |
Уметь решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. | |
Используя полученные знания, навыки и опыт в совершенстве решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. | |
ПК-1 | Знать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды. |
Уметь проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры с использованием основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды. | |
Используя полученные знания, навыки и опыт в совершенстве владеть методами реализации основных управленческих функций, современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации. | |
ПК-2 | Уметь организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач, анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности. |
Владеть современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации. | |
Используя полученные знания, навыки и опыт владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде. | |
ПК-3 | Уметь анализировать конкурентные преимущества организации, формировать стратегические планы организации, направленные на обеспечение конкурентоспособности. |
Владеть методами принятия управленческих решений в организации, методикой формирования стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности. | |
Владеть в совершенстве навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности. | |
ПК-4 | Уметь применять основные понятия финансового менеджмента и разработке управленческих решений |
Владеть современными методами оценки и управления финансовой деятельностью предприятия, способен решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам финансового менеджмента | |
Готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении | |
ПК-5 | Уметь определять функциональные стратегии компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений |
Владеть современными способами анализа функциональных стратегий компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений | |
Применять нестандартные способы анализа взаимосвязи между функциональными стратегиями компании с целью подготовки сбалансированных управленческих решений в условиях ограниченности информации | |
ПК-6 | Уметь использовать теоретические знания управления проектами на предприятии, разбираться в видах инноваций и спецификой организационных изменений |
Владеть инструмента принятия эффективных управленческих решений в организации и реализации проектов технологических и продуктовых инноваций, а так же в программах организационных изменений | |
Владеть специфическими методами управления программой внедрения технологических и продуктовых инноваций, применять разнообразные инструменты разработки и управления программой организационных изменений в условиях быстро изменяющейся внешней и внутренней среды предприятия | |
ПК-7 | Владением основными навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов |
Уметь координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ | |
Владеть современными методами, инструментами разработки, организации и реализации бизнес-планов любых направлений и уровней. | |
ПК-8 | Уметь использовать основные знания разновидностей инноваций и организационных изменений, и использовать навыки их документального оформления |
Владеть современными знаниями документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений | |
Практически применять навыки документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений | |
ПК-9 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-10 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-11 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-12 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-13 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-14 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-15 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-16 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-17 | Знать методологию проведения исследований экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности; знать методологию выявления рыночных возможностей и основ формирования бизнес-моделей |
Уметь проводить исследования экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности; уметь выявлять рыночные возможности и формулировать основы бизнес-моделей | |
Владеть навыками проведения исследований экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности; владеть навыками выявления новых рыночных возможностей и формирования новых бизнес-моделей | |
ПК-18 | Знать основные понятия и этапы бизнес-планирования и развития новых организаций; условия и принципы создания новых организаций (направлений деятельности, продуктов); знать основные разделы бизнес-плана организации (направлений деятельности, продуктов) |
Уметь разрабатывать бизнес-план организации (направлений деятельности, продуктов) | |
Владеть в совершенстве навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) | |
ПК-19 | Знать основные понятия в области координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками |
Уметь координировать субъекты предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками | |
Владеть в совершенстве навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками | |
ПК-20 | Знать основные виды организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур |
Уметь составлять организационные и распорядительные документы, необходимые для создания новых предпринимательских структур | |
Владеть навыками составления организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур |