Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 «Психология».
Текст стандарта: скачать
Уровни сформированности компетенций
ОК-1 | Понимает специфику философии и её отличие от мифологии, религии и науки. Называет универсальные философские принципы, категории и законы, действующие во всех областях материального и духовного мира. Знает основные закономерности развития общества; понимает значение культуры в развитии человечества |
---|---|
Применяет содержание философских категорий и понятий к анализу явлений действительности, общественной и индивидуальной жизни человека. Компетентно обосновывает ценностные характеристики своей профессии, социально-нравственную природу конкретных форм труда. Умеет квалифицированно работать с социально-научными и гуманитарными текстами. Формирует и обосновывает личную позицию по отношению к проблемам культуры и общества. | |
Легко оперирует общенаучной терминологией, применяет законы научного мышления в написании учебных и научных работ различного уровня. Способен к рефлексии и самоконтролю, к чёткому обоснованию и защите своей мировоззренческой позиции. Владеет моральными нормами нравственного поведения в профессиональной деятельности, навыками эстетической оценки явлений окружающей действительности. | |
ОК-2 | Демонстрирует фрагментарные, неполные представления об основных этапах и закономерностях исторического развития общества, в том числе, развития науки; фрагментарные, неполные умения исторического анализа применительно к психологическому исследованию; частичное владение способами обоснования собственной гражданской позиции с помощью исторических фактов. |
Демонстрирует определенные пробелы в представлениях об основных этапах и закономерностях исторического развития общества, в том числе, развития науки; определенные пробелы в умениях исторического анализа применительно к психологическому исследованию; недостаточное владение способами обоснования собственной гражданской позиции с помощью исторических фактов. | |
Демонстрирует сформированные представления об основных этапах и закономерностях исторического развития общества, в том числе, развития науки; сформированные умения исторического анализа применительно к психологическому исследованию; полное владение способами обоснования собственной гражданской позиции с помощью исторических фактов. | |
ОК-3 | Демонстрирует фрагментарные, неполные представления об основах экономических знаний и возможностях экономической социализации личности; фрагментарные, неполные умения анализа факторов и условий усвоения экономических знаний; частичное владение способами, методами формирования экономического компонента в структуре социализации личности. |
Демонстрирует определенные пробелы в представлениях об основах экономических знаний и возможностях экономической социализации личности; определенные пробелы в умениях анализа факторов и условий усвоения экономических знаний; недостаточное владение способами, методами формирования экономического компонента в структуре социализации личности. | |
Демонстрирует сформированные представления об основах экономических знаний и возможностях экономической социализации личности; сформированные умения анализа факторов и условий усвоения экономических знаний; полное владение способами, методами формирования экономического компонента в структуре социализации личности. | |
ОК-4 | Демонстрирует фрагментарные, неполные представления об основах правовых знаний и возможностях правовой социализации личности; фрагментарные, неполные умения анализа факторов и условий усвоения правовых знаний; частичное владение способами, методами формирования правового компонента в структуре социализации личности. |
Демонстрирует определенные пробелы в представлениях об основах правовых знаний и возможностях правовой социализации личности; определенные пробелы в умениях анализа факторов и условий усвоения правовых знаний; недостаточное владение способами, методами формирования правового компонента в структуре социализации личности. | |
Демонстрирует сформированные представления об основах правовых знаний и возможностях правовой социализации личности; сформированные умения анализа факторов и условий усвоения правовых знаний; полное владение способами, методами формирования правового компонента в структуре социализации личности. | |
ОК-5 | Владеет основными принципами построения риторически грамотной русской речи в её устной и письменной формах; классифицирует информацию по определенным категориям для ее использования в практической деятельности; понимает принципы абстрагирования и идеализации; владеет основами устной и письменной коммуникации на иностранном языке; может передать психологическую информацию коллегам, клиентам, заказчикам, пользователям, представляя общие требования к построению психологического текста. |
Владеет основными коммуникативными нормами современного русского литературного языка в учебной и профессиональной деятельности; формулирует основную идею, выраженную в информации; выделяет суть явления, объекта, отделяет существенные признаки от второстепенных; анализирует конкретные суждения и умозаключения и соотносит их с требованиями законов логики; владеет иностранным языком на уровне контакта с субъектами образовательного процесса с целью быть понятым по кругу жизненных и профессиональных вопросов; может передать психологическую информацию коллегам, клиентам, заказчикам, пользователям, дифференцируя уровень сложности и содержания психологического текста в разных случаях. | |
Владеет коммуникативными нормами русского языка, обеспечивающими бесконфликтное, риторически успешное общение с различными субъектами педагогического процесса, а также участие в общественно-профессиональных дискуссия; использует в споре и дискуссии разновидности прямого и косвенного доказательства; ясно, логично, адекватно излагает свою точку зрения; самостоятельно систематизирует информацию и стремится строить целостную картину ситуации; владеет иностранным языком на уровне контакта с носителями языка с целью быть понятым по широкому кругу жизненных и профессиональных вопросов; может передать психологическую информацию коллегам, клиентам, заказчикам, пользователям, дифференцируя уровень сложности и содержания психологического текста в разных случаях. | |
ОК-6 | Демонстрирует понимание основных научных категорий, описывающих межличностное и межкультурное взаимодействие. Перечисляет социально-психологические особенности коллективного взаимодействия. Объясняет целесообразность групповой работы на основе принципов этики, исключающих манипулирование и конфликт. Понимает ценностное содержание культуры и значимость самобытности различных субъектов культуры. Знает основные теории межличностного и межкультурного взаимодействия. Понимает принцип толерантного отношения ко всем видам социальных и культурных различий. |
Способен принимать различия (раса, национальность, религия, возраст, статус, роль, пол) и уважать ценности других людей. Умеет соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с другими мировоззренческими системами. Выражает готовность к социальному взаимодействию, рефлексии и самооценке действий в коллективе. Демонстрирует умение эффективно работать в коллективе. | |
Имеет опыт участия в принятии групповых решений и способен принимать на себя ответственность. Владеет навыками и приемами межкультурного общения, способностью жить и работать с людьми других культур, языков и религий. Способен выступать компетентным разработчиком и экспертом социально значимых программ и проектов, ориентированных на формирование межкультурной компетенции различных категорий граждан. | |
ОК-7 | Имеет представление об условиях и факторах, обеспечивающих успешную самоорганизацию в учебной и будущей профессиональной деятельности, самообразование; способен анализировать условия осуществления и собственные особенности, влияющие на успешность учебной и профессиональной деятельности; имеет успешный опыт решения проблем, касающихся самоорганизации, а также самообразования |
Демонстрирует знание условий и факторов, обеспечивающих успешную самоорганизацию в учебной и будущей профессиональной деятельности, самообразование; способен на основе анализа условий осуществления и собственных особенностей, влияющих на успешность учебной и профессиональной деятельности, планировать и осуществлять действия по оптимизации деятельности; имеет успешный опыт решения проблем, касающихся самоорганизации в отношении различных аспектов учебной и профессиональной деятельности, включая использование для этого самообразования | |
Демонстрирует знание системы условий и факторов, обеспечивающих успешную самоорганизацию в учебной и будущей профессиональной деятельности, самообразование; способен самостоятельно определять цели, на основе анализа условий осуществления и собственных особенностей, влияющих на успешность учебной и профессиональной деятельности, эффективно планировать и осуществлять действия по оптимизации деятельности; имеет успешный опыт решения проблем, касающихся самоорганизации в отношении различных аспектов учебной и профессиональной деятельности, включая использование для этого самообразования; разделяет ценности самостоятельности, ответственности и саморазвития в учебной и профессиональной деятельности | |
ОК-8 | Демонстрирует фрагментарные, неполные представления о роли физической культуры в обеспечении полноценной социальной и профессиональной деятельности; фрагментарные, неполные умения использования методов и средств физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; частичное владение навыками применения средств физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. |
Демонстрирует определенные пробелы в представлениях о роли физической культуры в обеспечении полноценной социальной и профессиональной деятельности; определенные пробелы в умениях использования методов и средств физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; недостаточное владение навыками применения средств физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
Демонстрирует сформированные представления о роли физической культуры в обеспечении полноценной социальной и профессиональной деятельности; сформированные умения использования методов и средств физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; полное владение навыками применения средств физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
ОК-9 | Демонстрирует фрагментарные, неполные представления об основных принципах безопасности жизнедеятельности и порядке их применения в профессиональной деятельности, о методах психологической помощи населению в условиях чрезвычайной ситуации; фрагментарны, неполные умения использования приемов первой помощи (в том числе, первой психологической помощи) в условиях чрезвычайных ситуаций; частичное владение навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. |
Демонстрирует определенные пробелы в представлениях об основных принципах безопасности жизнедеятельности и порядке их применения в профессиональной деятельности, о методах психологической помощи населению в условиях чрезвычайной ситуации; определенные пробелы в умениях использования приемов первой помощи (в том числе, первой психологической помощи) в условиях чрезвычайных ситуаций; недостаточное владение навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. | |
Демонстрирует сформированные представления об основных принципах безопасности жизнедеятельности и порядке их применения в профессиональной деятельности, о методах психологической помощи населению в условиях чрезвычайной ситуации; сформированные умения использования приемов первой помощи (в том числе, первой психологической помощи) в условиях чрезвычайных ситуаций; полное владение навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. | |
ОПК-1 | Демонстрирует базовый уровень знаний об информационной и библиографической культуре общества и личности, основных информационно-коммуникативных технологиях, требованиях к обеспечению информационной безопасности; умения осуществлять выбор информационно-коммуникационных технологий для решения типичных задач учебной и профессиональной деятельности; частичное владение опытом применения информационно-коммуникационных технологий для решения типичных учебных и профессиональных задач с учетом основных требований информационной безопасности |
Демонстрирует глубокие знания об информационной культуре общества и личности, требованиях к обеспечению информационной безопасности, особенностях применения информационных технологий для решения различных профессиональных задач; умения осуществлять выбор информационно-коммуникативных технологий с учетом требований информационной безопасности для решения различных учебных и профессиональных задач; имеет опыт применения информационно-коммуникационных технологий в различных ситуациях учебной и профессиональной деятельности с учетом основных требований информационной безопасности | |
Демонстрирует свободное владение знаниями об информационной культуре общества и личности, требованиях к обеспечению информационной безопасности, особенностях применения информационных технологий в различных ситуациях профессиональной деятельности; сформированные умения использовать информационно-коммуникационные технологии для решения профессионально сложных задач с учетом основных требований информационной безопасности; владеет опытом применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности в различных ситуациях, включая самостоятельную постановку задач, выбор технологических средств на основе анализа их возможностей | |
ПК-1 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-2 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-3 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-4 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-5 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-6 | Демонстрирует базовый уровень знаний о требованиях к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; умеет осуществлять выбор варианта действия в ситуации планирования и решения типичных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; обладает опытом постановки и решения типичных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности |
Демонстрирует глубокие знания о требованиях к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; осуществляет обоснованный выбор варианта действия в ситуации планирования и решения различных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; обладает опытом постановки и решения различных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | |
Демонстрирует свободное владение знаниями о требованиях к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; умеет перестраивать способ действия в ситуациях планирования и решения новых профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; обладает опытом постановки и решения сложных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | |
ПК-7 | Демонстрирует базовый уровень знаний о требованиях к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии; умеет применять общепрофессиональные знания и умения в различных научных и научно-практических областях психологии для проведения типичных психологических исследований; обладает опытом проведения типичных психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии |
Демонстрирует глубокие знания о требованиях к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии; способен применять общепрофессиональные знания и умения в различных научных и научно-практических областях психологии для проведения различных психологических исследований; обладает опытом проведения различных психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии | |
Демонстрирует свободное владение знаниями о требованиях к проведению широкого круга психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии; способен применять общепрофессиональные знания и умения в различных научных и научно-практических областях психологии для проведения широкого круга психологических исследований; обладает опытом проведения сложных психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии | |
ПК-8 | Демонстрирует базовый уровень знаний о требованиях к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии; может осуществлять выбор варианта действия в типичной ситуации проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии; обладает опытом проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии в типичных ситуациях профессиональной деятельности |
Демонстрирует глубокие знания о требованиях к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии; умеет осуществлять обоснованный выбор варианта действия в различных ситуациях проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии; обладает опытом проектирования и проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии в различных ситуациях профессиональной деятельности | |
Демонстрирует свободное владение знаниями о требованиях к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии; умеет перестраивать способ действия в новых ситуациях проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии; обладает опытом проектирования и проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии в сложных ситуациях профессиональной деятельности | |
ПК-9 | Демонстрирует базовый уровень знаний о процедурах анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях; умеет осуществлять выбор варианта действия в ситуациях выбора и реализации базовых процедур анализа типичных проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях; обладает опытом реализации базовых процедур анализа типичных проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях |
Демонстрирует глубокие знания о процедурах анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях; умеет осуществлять обоснованный выбор варианта действия в ситуациях реализации процедур анализа различных проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях; обладает опытом реализации процедур анализа различных проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях | |
Демонстрирует свободное владение знаниями о процедурах анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях; способен осуществлять обоснованный выбор процедур анализа широкого круга проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях; владеет опытом реализации процедур анализа широкого круга проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях | |
ПК-10 | Демонстрирует базовый уровень знаний о требованиях к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий; умения осуществлять выбор средств проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса в типичных ситуациях подготовки психологических кадров; владеет средствами проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса в типичных ситуациях подготовки психологических кадров |
Демонстрирует глубокие знания о требованиях к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий; умения осуществлять обоснованный выбор средств проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса в различных ситуациях подготовки психологических кадров; владеет средствами проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса в различных ситуациях подготовки психологических кадров | |
Демонстрирует свободное владение знаниями о требованиях к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий; умения осуществлять выбор средств проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса в нестандартных ситуациях подготовки психологических кадров; владеет опытом проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса в различных ситуациях подготовки психологических кадров | |
ПК-11 | Демонстрирует базовый уровень знаний дидактических приемов, необходимых для реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающихся программ по оптимизации психической деятельности человека; умеет осуществлять выбор дидактических приемов в процессе реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающихся программ по оптимизации психической деятельности человека; обладает опытом использования дидактических приемов в процессе реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающихся программ по оптимизации психической деятельности человека |
Демонстрирует глубокие знания дидактических приемов, необходимых для реализации различных коррекционных, реабилитационных и обучающихся программ по оптимизации психической деятельности человека; умеет осуществлять обоснованный выбор дидактических приемов в процессе реализации различных коррекционных, реабилитационных и обучающихся программ по оптимизации психической деятельности человека; обладает опытом использования дидактических приемов в процессе реализации различных коррекционных, реабилитационных и обучающихся программ по оптимизации психической деятельности человека | |
Демонстрирует свободное владение знаниями дидактических приемов, необходимых для реализации широкого круга коррекционных, реабилитационных и обучающихся программ по оптимизации психической деятельности человека; умеет осуществлять обоснованный выбор дидактических приемов в процессе реализации широкого круга коррекционных, реабилитационных и обучающихся программ по оптимизации психической деятельности человека; обладает опытом использования дидактических приемов в процессе реализации широкого круга коррекционных, реабилитационных и обучающихся программ по оптимизации психической деятельности | |
ПК-12 | Демонстрирует базовый уровень знаний о содержании и возможностях просветительской деятельности среди населения для решения задач повышения уровня психологической культуры общества; умения осуществлять выбор вариантов действий в типичных ситуациях осуществления просветительской деятельности; обладает опытом организации просветительской деятельности в стандартных ситуациях |
Демонстрирует глубокие знания о содержании и возможностях просветительской деятельности среди населения для решения задач повышения уровня психологической культуры общества; умения осуществлять обоснованный выбор вариантов действий в сложных ситуациях проектирования и реализации просветительской деятельности; обладает опытом решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях просветительской деятельности | |
Демонстрирует свободное владение знаниями о содержании и возможностях просветительской деятельности среди населения для решения задач повышения уровня психологической культуры общества; умения перестраивать способ действий в новых ситуациях проектирования и реализации просветительской деятельности; обладает опытом решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях проектирования и реализации просветительской деятельности | |
ПК-13 | нет |
нет | |
нет | |
ПК-14 | нет |
нет | |
нет |